Из-за введенных Россией санкций в отношении продуктов питания из стран ЕС, США, Канады и др. рынок потерял значительное количество кошерных товаров. Но отечественные предприниматели готовы занять освободившуюся нишу и перестраивают производство в соответствии с требованиями кашрута.
— Только за прошлую неделю к нам обратилось сразу семь компаний, желающих начать выпускать кошерные продукты. Это достаточно большое число, раньше за сертификатами к нам обращались гораздо реже. Явно, что это следствие того, что из-за санкций перестанут ввозить целый ряд кошерных продуктов, — сообщил Иосиф Верзуб, глава департамента кашрута при Главном раввинате России.
По его словам, обращались как производители, так и дистрибуторы, занимающиеся ввозом кошерных продуктов.
— Это самая широкая линейка товаров — от сыра и макарон до пива. Причем если раньше люди обычно сначала просто интересовались, что такое кашрут, для чего это надо, то сейчас сразу переходят к делу, спрашивают, каким должно быть производство, чтобы получить сертификат о кошерности, — уточнил Верзуб.
По его словам, ограничение импорта заставило думать о том, как заместить целый ряд товаров.
— Прежде всего это соусы, кетчуп. В основном их поставлял Heinz теперь их не будут завозить в таких количествах. Потом твердые сыры, специи, мюсли, консервы, даже кошерное мясо завозили из Польши. Теперь надо думать о том, как заменить все эти товары, — рассказывает глава департамента кашрута.
В кошерном гастрономе "Пардес" сообщили, что после санкций прекратились поставки кошерного кетчупа и теперь он может исчезнуть с прилавков, остальные же импортные продукты можно будет легко заместить за счет российских продуктов.
Собственник компании "Альянс Молоко", выпускающей кошерные молочные продукты под брендом "Тевье-молочник", Игорь Сандлер сообщил, что он уже начинает расширять производство.
— Ко мне сразу начали обращаться компании, которые закупали кошерные продукты за границей, а теперь ищут новых поставщиков. Я планирую значительно расширить производство, потому что многие товары у нас не производились. Начнем с того, что будем делать йогурты и твердые сыры. В дальнейшем планируется начать осваивать и новые отрасли, например будем делать кондитерские товары, — рассказал Сандлер.
— Есть спрос, поэтому появятся люди в России, которые будут вкладывать в развитие кошерного производства. Те, кто завозил продукты, будут искать новые предприятия здесь, которые будут производить под наблюдением департамента кашрута, — считает Роман Баев, руководитель кошерного направления мясокомбината "Раменский".
При этом, как он уточнил, производство кошерных продуктов — достаточно сложный технологический процесс.
— Понадобятся значительные инвестиции. Определенную группу товаров легко будет заменить, а некоторые товары — достаточно сложно, — уверен Баев.
Как отметил Игорь Сандлер, сейчас на кошерные продукты достаточно высокий спрос, причем часто их покупают и не религиозные граждане, а те, кто смотрят на сертификат "кашрут", просто как на гарантию качества.
Часть покупателей кошерных товаров пересекается с группой, ориентированной на органику.
Как отметил генеральный директор корпорации "Органик" Денис Прасолов, этот сегмент ожидают такие же изменения.
— На нас и наших покупателях эта ситуация сказывается двояким образом. С одной стороны, наш магазин "Био-Маркет" традиционно представляет самый большой ассортимент органических товаров и продуктов, и запрет, конечно, вычеркивает целый сегмент продукции. Нам нужно будет в кратчайшие сроки восполнить пул поставщиков действительно качественной органической продукции. Это овощи, фрукты, сыры, популярные ягоды годжи, — рассказал он.
Поэтому сейчас возникла перспектива сотрудничества со странами постсоветского пространства и Швейцарией, на которую санкции не распространяются.
Как отметил Прасолов, частично потерю западных продуктов можно будет компенсировать за счет российских производителей, однако развитие органического производства требует значительного времени.
— Освободившуюся нишу российские производители решат занять. Но надо учитывать, что развитие органического производства с нуля — гораздо более трудоемкий путь, чем для обычного производства. С другой стороны, уже работающие на рынке производители органики могут значительно увеличить поставки, загрузив свои мощности на полную. Например, мощности наших хозяйств позволяют более чем в 10 раз увеличить производство органических овощей, круп и меда и в 4 раза — с 2,5 т до 10 т в день — увеличить производство органической молочной продукции, — объясняет глава "Органик".