Retailer.RU подготовил обзор технологичных новинок, устройств и решений, помогающих продавать, через интернет и узнал, сколько должен потратить онлайн-ритейлер на их внедрение.

Мобильные приложения

В чем суть технологии?

Специальные приложения для смартфонов и планшетов позволяют их пользователям просматривать каталог товаров интернет-магазина с гораздо большим удобством, чем это можно было сделать, просто зайдя на сайт из браузера. Чем комфортнее покупателю выбирать и сравнивать товары со своего мобильного устройства, тем с большей вероятностью он сделает покупку. Скачать такие приложения можно на странице интернет-магазина или в AppStore и Android Market. Инвестиции в разработку приложений для платформ Android и iOS, по оценке компании Redmadrobot, обойдется интернет-магазину в 1,5 млн. руб.

Кто использует?

Активнее всего мобильные приложения используют интернет-ритейлеры сегментов БТиЭ и fashion. Так, на AppStore доступны для скачивания приложения для iPhone с каталогом ритейлера Media Markt. У «М.Видео», Sapato и La Redoute есть приложения для iPhone, iPad, а также Android-устройств, с помощью которых можно не только заказать, но и оплатить товар онлайн. Интернет-гипермаркет Ozon имеет мобильную версию сайта, а также приложения для iPhone, Android, Bada. По данным ритейлера, на данный канал продаж приходится менее 5% выручки. «Но его популярность растет. Так, за 2011 г. мобильные продажи выросли в три раза», — отмечают в компании.

Что дает ритейлеру?

Рост количества пользователей мобильных устройств является одним из ключевых трендов потребительского рынка. Разрабатывая приложения для смартфонов и планшетов, интернет-ритейлер привлекает к себе внимание и укрепляет лояльность аудиториии. К примеру, по данным «М.Видео», за шесть месяцев, прошедших с момента запуска мобильных приложений, посещаемость сайта выросла в два раза. Согласно результатам опроса PcW, с точки зрения мобильных продаж, планшеты являются более перспективным устройством, чем смартфоны, которые чаще используются не для покупок, а лишь для просмотра каталога и сравнивания цен. Эту статистику подтверждают и сами ритейлеры. К примеру, наибольшее количество посетителей (около 40% от всех зашедших на сайт в «М.Видео» с портативных устройств) использует iPad.

QR-коды

В чем суть технологии?

QR-код (англ. quick response— быстрый отклик) представляет собой двумерный код, в котором может быть зашифрована информация о товаре. Его главное преимущество перед обычным штрих-кодом в том, что, во-первых, QR-код позволяет «записать» больше символов (причем, не только в виде цифр, но также текст и гиперссылки), а во-вторых, распознать его может не только специальный сканер, но и обычный телефон, на который нужно всего лишь установить специальное приложение. Отдельных инвестиций в использование данной технологии не потребуется: их можно сгенерировать силами своего IT-отдела с помощью специальных программ, которые можно найти в открытом доступе.

Кто использует?

Впервые технология была представлена в Японии в 1994 г. Широкое распространение в США и в Западной Европе получила с бумом смартфонов. Так, по данным ComScore, к концу 2011 г. QR-коды в США сканировали более 20 млн человек в месяц. Российскими первопроходцами в использовании данной технологии в 2010 г. стали компании МТС (провела в поддержку одного из тарифов городской квест, участники которого должны были сканировать QR-коды) и «М.Видео» (разместила на ценниках и кассах QR-код с кодовыми фразами для получения скидок). В 2011 г. QR-коды на своих рекламных материалах размещали розничная сеть МТС, Media Markt и «М.Видео». Фотографируя QR-код, человек попадает на страницу интернет-магазина с описанием нужного ему устройства и может сразу совершить покупку.

Что дает ритейлеру?

Одно из главных ожиданий интернет-ритейлеров от QR-кода в том, что, автоматически переводя покупателя на целевую веб-страницу, он будет способствовать росту продаж. Кроме того, интернет-магазин может использовать данное решение для маркетинговых исследований: получая данные о том, какие товары сканировал и какие в результате купил конкретный владелец конкретного телефона, продавец может создавать адресные предложения, что, в конечном итоге, также должно способствовать росту продаж. Однако компании, начавшие использовать QR-коды, пока не готовы делиться результатами своих экспериментов. «На самом деле существуют серьезные сомнения в эффективности данных технологий. Так, исследование американской компании Russell Herder показывает, что QR-коды плохо воспринимаются аудиторией. Так всего лишь 31% людей, сканировавших QR-коды, отметили, что в результате получают что-то стоящее потраченного времени», — отмечает Олег Вахромеев, директор по маркетингу Redmadrobot.

Торговля через социальные сети

В чем суть технологии?

Торговля через социальные сети (англ. commerce through social networks, S-commerce) пока еще не стала повсеместной практикой не только в России, но и на Западе. Суть сервиса заключается в более тесном контакте между брендом и потребителем: человек, делающий заказы на страничке магазина в социальной сети, может приглашать в него своих друзей, отмечать понравившиеся товары и таким образом продвигать магазин, напрямую влияя на его продажи. Технологическим решениям для продаж через социальные сети являются подключаемые к сайту ИТ-модули (например, Ecwid или Beetailer), которые импортируют и синхронизируют онлайн-каталог включая цены, изображения, размеры, цвета и даже наличие товара и страничку в соцсети. Установка таких приложений, как правило, бесплатна — ритейлер платит фиксированную цену за пользование (к примеру, пользование Beetailer стоит от $50 до $300 в месяц).

 Кто использует?

По данным PwC, у 79% из 500 крупнейших в мире интернет-магазинов есть своя страница на Facebook, но только у 12% из них есть специальные виджеты, позволяющие проводить электронные транзакции прямо в социальных сетях. В России интернет-ритейлеры используют социальные сети как площадки для рекламы и взаимодействия с потребителями. Большинство из них имеют странички на Facebook и «В.Контакте». Менее популярны «Одноклассники», Twitter, Google+. «Для бренда Cremesso, эксклюзивным дистрибьютором которого является  Media-Saturn Russia, мы создали страницу  в Facebook, поскольку качество аудитории данной сети выше: это, в основном, платежеспособные жители крупных городов в возрасте 25-35 лет. Но регионы России еще недостаточно представлены в ней, поэтому для общения с ними есть смысл иметь страницу «В.Контакте», — сообщили в компании Media-Saturn Russia.

Из крупных интернет-магазинов сервисом Facebook для совершения покупки без перехода на сайт интернет-магазина сейчас использует только «М.Видео». Разработку платформы, которая позволит продавать товары в социальной сети «В.контакте» ведет Incity. Однако большинство игроков скептически относятся к данному каналу продаж. «Прямые продажи в социальных сетях будут работать слабо, так как в России пользователи четко разграничивают покупки и общение», — говорит Мария Савина, директор по маркетингу «Ютинет-Ру».

Что дает ритейлеру?

Российские ритейлеры пока рассматривают торговлю через социальные сети не как инструмент для повышения продаж, а скорее как способ увеличения лояльности покупателей. По словам Максима Захира, руководителя интернет-магазина «М.Видео», количество переходов со страниц социальных сетей на наш сайт составляет доли процента от общих посещений, однако эти посетители оказываются самыми лояльными и проводят на сайте в среднем в три раза больше времени – более 21 минуты. «Наша задача — максимально упростить процесс покупки для пользователей соцсетей и дать им возможность оформить заказ, не покидая собственных страниц» — отмечает топ-менеджер.

Видеопродажи

В чем суть технологии?

Под видеопродажами понимается встраивание в рекламный или демонстрационный видеоролик , выложенный на стороннем ресурсе, ссылок на страницу интернет-магазина, а также размещение на странице самого ритейлера ролика с презентацией товара. Использование данной технологии стало возможным вследствие распространения широкополосного доступа в интернет. Видеомаркетинг широко используется в США, каждый житель которых, по данным Pew Internet and American Life Project, тратит на просмотр видео более 8,3 часа в день, а 90% всего интернет-трафика в 2012 г., по прогнозам, будет приходиться на скачивание видеороликов.

Кто использует?

В США ролики рядом с описаниями товара выкладывают такие фэшн-ритейлеры, как Zappos, Onlineshoes.com, Ice.com, Clean Air Gardening и др. Видеопрезентация товара доступна и на сайте британского ритейлера Asos. Презентация ассортимента интернет-магазина одежды, косметики и бижутерии Joyus.com целиком основана на видео (подробнее в материале «Фишки E-commerce»). В России видеоконтент с активной ссылкой на свой интернет-магазин размещает, к примеру, сеть Incity в социальной сети «В.Контакте». Интернет-магазин «Ютинет-Ру» намерен запустить видеопродажи в мае 2012 г. для стимулирования покупательской активности в летний сезон. «Мы будем размещать наши ролики на YouTube и в нескольких библиотеках видеоконтента», — говорит Мария Савина. По словам топ-менеджера, отдельных инвестиций на этот проект не предусмотрено — ролики создаются в рамках совместного маркетингового бюджета с вендорами.

Что дает ритейлеру?

Размещая видеоролики на сайте или сторонних ресурсах, интернет-ритейлеры могут увеличить объемы продаж. Так, по данным Zappos, продажи товаров, описания которых были дополнены видеороликом, повысилась с 6% до 30%. Интернет-магазин сумок Ebags.com сообщил о росте на 138%. «Данные показатели будут справедливы для тех форматов, где высока доля спонтанных покупок, подчеркивает Мария Савина. — К примеру, для БТиЭ-сегмента бОльшее значение имеет количество и качество информации о товаре. Поэтому мы будем запускать видеопродажи не для всего ассортимента, а только для статусных товаров, к примеру, продукции Apple».

Виртуальная примерочная

В чем суть технологии?

Интернет-магазины сегодня используют несколько технологий, объединенных общим понятием «виртуальная примерочная». Самым простым является приложение, предлагающее загрузить свою фотографию, а затем одевать ее как куклу в тот или иной предмет одежды. Более сложным решением является программный модуль, который просит пользователя ввести параметры своего тела, создает на их основе объемную модель фигуры («виртуального двойника») и уже на нее «примеряет» ту или иную вещь. Другой вариант — технология «дополненной реальности», когда программа анализирует изображение с веб-камеры и показывает человеку, стоящему перед экраном монитора, как на нем сидит та или иная вещь. По оценке Ar-doors, инвестиции в запуск виртуальной примерочной на сайте могут составить порядка 3 млн руб.

Кто использует?

Технология виртуальной примерочной в большей степени предназначена для интернет-магазинов одежды: увидев, как на нем сидит та или иная вещь, покупатель с большей вероятностью ее купит. Так, среди международных ритейлеров виртуальные примерочные на основе технологии «дополненной реальности» используют Ray Ban, Mister Spex, JCPenny, Tobi.com. Среди российских — La Redoute. Kira Plastinina планирует запустить в течение 2012 г. виртуальную примерочную на основе модели виртуального двойника. «Этот умный софт будет представлять собой мощную игровую консоль на основе математической модели, которая будет учитывать не только параметры тела, но и вид ткани», — сообщили в компании.

Что дает ритейлеру?

Компания La Redoute изначально запускала свою онлайн-примерочную как чисто имиджевый проект. «Проект задумывался и создавался для того, чтобы не отставать от передовых мировых технологий в области интернет коммерции», — говорит Татьяна Салошина, помощник генерального директора. Однако спустя год ритейлер сделал вывод, что это приложение является одним из самых коммерчески успешных проектов — онлайн-примерочная приносит компании 20% всех продаж через сеть.

Электронные подарочные сертификаты

 В чем суть технологии?

Электронный подарочный сертификат – это аналог привычного пластикового подарочного сертификата, но не имеющий материального носителя. Он приходит пользователю в виде письма-открытки на e-mail и содержит цифровой или штрих-код. Покупателю достаточно просто указать его номер при покупке в интернет-магазине или предъявить распечатку при покупке в оффлайн-магазине. Техническим решением для процессинга электронных сертификатов может быть собственная разработка интернет-магазина (по оценке компании Giftery, обойдется $0,5-1 млн) или подключение в SaaS-платформе, которая позволяет продавать электронные сертификаты прямо с сайта ритейлера (комиссия 10-30% от продаж в зависимости от сегмента).

Кто использует?

Рынок электронных подарочных сертификатов в США составляет, по данным FirstData, около $12-15 млрд. Российский рынок обычных сертификатов оценивается в 20 млн руб. ($700 млн). «Продажи электронных подарочных карт оценить сложно, поскольку рынок только зарождается», — говорит Георгий Лебедев, генеральный директор компании Giftery. Среди отечественных ритейлеров, использующих данную технологию, —  «Техносила», Media Markt, Dostavka.ru, Intersport и «Красный куб».

Что дает ритейлеру?

Электронные подарочные сертификаты дают возможность повысить свою выручку и объем продаж, отмечает Георгий Лебедев. По статистике, около 25% получателей подарочных карт совершают покупку на сумму, большую, чем номинал сертификата. Кроме того, замена пластиковых сертификатов электронными дает возможность сэкономить на производстве и доставке, говорит топ-менеджер.

Геолокация

 В чем суть технологии?

Геолокационные сервисы дают возможность определить местоположение устройства, подключенного к интернету, а стало быть, и его пользователя. Это решение актуально, прежде всего, для мультиканальных ритейлеров, продающих товары как в онлайне, так и оффлайне. Подключив данный сервис, компания может послать своему клиенту сообщение с выгодным предложением как раз в тот момент, когда он проходит мимо того или иного магазина. Онлайн-ритейлеры, имеющие филиалы в разных регионах страны, используют на своем сайте геолокацию для автоматической идентификации местонахождения покупателя, чтобы дать ему информацию о наличии товара именно в его регионе.

Кто использует?

Автоматическую геолокацию на сайте в России используют интернет-магазины сотовых ритейлеров («Связной», «Евросеть»). В ближайшее время такая функция появится на сайте «Детского мира» как часть сервиса InStore PickUp (возможность забирать товар в оффлайновых точках). Примером «сложной» геолокации является популярное в США приложение Shopkick. Установив его на свой смартфон, покупатель, заходя в магазины Best Buy, Macy’s и др., автоматически получает информацию о действующих скидках и акциях. Немецкий сервис KaufDA позволяет находить ближайшие магазины, узнавать об их часах работы и действующих предложениях. Однако автоматически местоположение пользователя не определяется — его нужно вводить вручную. Российский сервис Lokata, созданный на основе модели KaufDA, был запущен в апреле 2012 г. До июня  2012 г. он будет работать в тестовом режиме и будет бесплатным для ритейлеров. Ставка после окончания тестового режима не раскрывается.

Что дает ритейлеру?

Геолокационные сервисы также могут стать новым этапом развития сервисов коллективных покупок, считает Ник Зонеманн, эксперт TrendOne. «Покупатели смогут смотреть, кто поблизости заказывает товары в том же магазине, объединить с ними заказ и таким образом сэкономить на доставке», — говорит он. По мнению Дейла Кларка,руководителя розничного направления PwC, геолокационные технологии будут активно применяться и при развитии предложений мобильных купонов от традиционных ритейлеров или онлайн-магазинов. Работу в этом направлении уже ведет купонный сервис Groupon. Проект под названием Groupon Now позволит ритейлерам размещать предложения, актуальные в течение часа, и направлять их покупателю, который находится неподалеку от того или иного магазина или кафе. Дата запуска сервиса пока не известна.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments