Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) наблюдал за потребительским поведением россиян, в том числе к каким мерам экономии пришлось прибегнуть в связи с непростой экономической ситуацией в стране. Анализ показал, что в начале 2015 года граждане делали больше "резких движений", пытаясь приспособиться к кризису. К концу года активность этих действий заметно снизилась. К примеру, если в январе продукты впрок закупали 39% населения, то в декабре — 32%. Также к декабрю респонденты стали реже переводить рубли в валюту (9% против 13% в январе) и продавать ценное имущество или личные вещи (15% против 11%). При этом около трети россиян уже более полугода покупают менее дорогие продукты или совсем отказываются от отдельных товаров и услуг.  

В соцопросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 130 населенных пунктов 46 российских регионов. 

Опрос показал заметный рост доли тех, кто больше полугода экономит на различных товарах, в том числе продуктовых (34% в декабре против 22% в январе). Необходимость сократить расходы в первую очередь коснулась пожилых граждан (44%) и респондентов с низкими доходами (42%). 

К концу года также стало заметно больше тех, кто признается, что уже более шести месяцев реже совершает покупки или совсем отказывается от приобретения тех или иных вещей и развлечений (с 21% в январе до 35% в декабре). 

Другие методы приспособления к новым экономическим реалиям оказались менее популярны. Так, суммарная доля тех, кто запасается продуктами, в декабре составила 32%. При этом доля тех, кто не прибегает к этой мере, выросла с 56 до 64%. 

Треть населения (33%) призналась, что уже начала или собирается выращивать больше овощей и фруктов на своем приусадебном участке. Столько же подыскивают более высокооплачиваемую работу или дополнительный источник дохода. 

26% населения тратят на повседневные расходы свою "подушку безопасности", однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год выросла с 66 до 73%. 

24% периодически занимают в долг у знакомых, 20% принимают безвозмездную помощь от близких и столько же берут кредит в банке. 

Самые непопулярные меры борьбы с кризисом — валютные накопления (9%) и продажа ценного имущества (5%). 

ВЦИОМ также привел анализ компании "Медиология". Он показал, что тема "кризис" в 2015 году упоминалась в российских СМИ более 800 тыс. раз. Пик упоминаемости пришелся на февраль и декабрь (в обоих месяцах по 86 тыс. сообщений). В феврале СМИ в основном обсуждали сокращение зарплат госслужащим, проблемы с ипотекой и вопросы социальной политики. В декабре чаще говорилось о падении цен на нефть и различных прогнозах развития страны. 

Руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМа Олег Чернозуб, комментируя исследование, отметил, что важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары, предприятия не могут продать произведенное, следуют увольнения работников или задержки зарплат — спрос сокращается еще больше. 

— В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМа рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешевые товары либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширяться. На это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве, — отметил Олег Чернозуб.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments