Кначалу июля площадь гипермаркета Prisma в ТРК "Гранд Каньон" сократится вдвое. "Мы полностью меняем формат этого магазина с гипермаркета на супермаркет", — сообщили в пресс–службе компании. Средняя площадь гипермаркета Prisma 8 – 9 тыс. м2, а супермаркета — всего 2,5 – 3,7 тыс. м2. Ретейлер отказывается от непродовольственных товаров, которые медленно оборачиваются. Такое решение в компании объясняют высокой конкуренцией в области продаж непродовольственного ассортимента.
Остановились и сократились
Гипермаркет Prisma в ТРК "Гранд Каньон" открылся в конце 2012 года. Компания арендовала помещение площадью 8 тыс. м2, которое ранее занимала сеть "Эльдорадо". В другом крыле комплекса "Гранд Каньон" работает прямой конкурент "Призмы" — магазин "О’кей".
В России работают 19 магазинов Prisma: 7 гипермаркетов и 12 супермаркетов в Петербурге и Ленинградской области. Но недавно компания объявила о переуступке прав аренды площадей супермаркета Prisma в ТРК "Меркурий" в Колпино компании "Интерторг". В конце мая ретейлер откроет там супермаркет Spar.
Опрошенные брокеры рассказали, что Prisma сейчас рассматривает возможность сокращения площадей своих гипермаркетов в Петербурге, супермаркеты продолжат работу без изменений.
Стратегический план финского концерна S–Group (управляет сетью Prisma) — иметь 30 магазинов в Северо–Западном регионе, но еще в прошлом году компания объявляла о заморозке развития. Компания сосредоточится на повышении эффективности существующих магазинов, говорила ранее гендиректор сети Марита Коскинен. Были открыты магазины в ТРК "Европолис" и "Монпансье", дальнейшая работа по расширению сети приостановлена.
Переговоры с Prisma долго вел ТРЦ "Охта Молл", но в середине 2014 года Prisma обратилась с просьбой уменьшить арендуемую площадь, а впоследствии вообще вышла из проекта, в результате место в ТРЦ занял гипермаркет "Лента", рассказывает Станислава Билень, заместитель директора отдела торговых площадей JLL в Петербурге.
Сэкономить на дорогом
По мнению брокеров, Prisma может решиться на уменьшение площадей и других своих гипермаркетов в Петербурге. "Сейчас Prisma сфокусировалась на оптимизации существующих магазинов и в 2015 году не планирует подписывать новые договоры аренды", — говорят в JLL в Петербурге, связывая это с санкциями, заменой поставщиков, ростом цен и сложностью финансовых прогнозов.
Однако ретейлер может натолкнуться на нежелание арендодателя пойти навстречу желанию уменьшить площади. "Сложно донести до арендодателя необходимость таких перемен, да и чисто технически задача может быть невыполнима", — говорит Иван Федяков, генеральный директор "Инфолайн".
Стратегическим партнером Prisma в Петербурге была группа "Адамант" — в ее торговых комплексах работает часть гипермаркетов Prisma. "На сегодняшний день магазины сети Prisma, расположенные в ТРК компании "Адамант", работают в обычном режиме, о сокращении площадей речи не идет", — сообщили в пресс–службе УК "Адамант".
В то же время Иван Федяков признает, что реформатирование магазина позволяет существенно сэкономить, так как аренда и заработные платы — это самые крупные статьи затрат магазина. "Prisma делала акцент на импорте финских товаров и сильнее других сетей пострадала от падения потребительского спроса и ослабления рубля, — говорит он, — переключаться на поставки из Азии компания, видимо, не готова и выбрала другой путь сокращения издержек".
Однако более эффективным для ретейлера могла бы стать сдача лишних площадей в субаренду, отделы shop–in–shop в гипермаркетах, говорит он.