Марка сигарет "Прима" стала лидером нелегального табачного рынка в России: за год ее доля среди всей контрафактной продукции выросла с 2% до 44%, впервые обойдя международные бренды. Столь бурный рост ее подделок эксперты связывают с увеличением акциза и снижением покупательной способности, вынудившим потребителей экономить не только на легальных, но и на нелегальных сигаретах.

В первом квартале этого года сигареты "Прима" (их производит в России целый ряд табачных компаний, включая международные) стали наиболее востребованной маркой среди контрафактной продукции с долей 44% от всего объема подделок. Такие данные содержатся в имеющемся в распоряжении "Коммерсанта" исследовании нелегального табачного рынка: оно было сделано "TNS Россия" по заказу "БАТ Россия" (марки Kent, Alliance), Philip Morris International (PMI; марки Bond Street, Marlboro), JTI (Winston, Sobranie) и Imperial Tobacco Group (Davidoff, R1). В рамках исследования, проведенного 14 января—4 марта 2016 года, опрошено почти 6 тыс. курильщиков из разных регионов России в возрасте от 18 до 64 лет. Год назад доля левых сигарет под этой маркой была лишь 2%, тогда как, например, доля подделок Winston и Bond Street была 9%. За всю историю мониторинга теневого рынка табака, проводимого TNS, это первый случай, когда лидером среди подделок стала не дорогая международная марка сигарет, отмечают в JTI.

"Рост цен на табачную продукцию из-за особенностей структуры акцизного налога заставляет потребителей искать более дешевые предложения на легальном и теневом рынках",— говорит вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев. В 2015 году существенно выросла адвалорная часть акциза (процент от розничной цены) — с 8,5% до 11% (в 2016 году — 12%), что в большей степени влияет на цену сигарет нижнего ценового сегмента.

Как видно из исследования TNS, представители компании находили нелегальные сигареты "Прима" по цене от 25 руб. до 38 руб. за пачку. Примерно в этих границах цена на легальную "Приму" была в 2013 году, следует из данных сайта Федеральной таможенной службы. Зарегистрированные в этом году максимальные розничные цены на эту марку от разных производителей колеблются уже от 50 руб. до 74 руб. за пачку. Таким образом, потребитель, покупающий нелегальную "Приму", экономит ровно в два раза.

Активизация конкуренции в низком ценовом сегменте, в том числе и в нелегальном секторе рынка, стала следствием сокращающейся покупательной способности населения, считают в одной из табачных компаний. В результате появилась новая категория производимых в России нелегальных сигарет — без акцизной марки. Из данных TNS видно, что за год объем этой категории вырос втрое — с 0,1% до 0,3%. "Эту долю могли составить сигареты небольших табачных фабрик, которые выпускались не для российского рынка, а на экспорт, но в итоге либо оставались в России, либо нелегально возвращались из-за рубежа",— говорит собеседник "Коммерсанта". Главный редактор отраслевой медиагруппы "Русский табак" Максим Королев подтверждает: схема возврата экспортной табачной продукции, которая не оклеивается акцизной маркой в России, действительно существует. "Особенно это практикуется на границе с непризнанными территориями соседних государств, где просто отсутствует нормальный таможенный контроль",— уточняет он.

По данным TNS, общая доля нелегальной продукции на российском табачном рынке в первом квартале в целом составила 1,1%, что на 0,2 процентного пункта меньше, чем годом ранее. В PMI эту разницу считают статистической погрешностью: в компании утверждают, что ситуация с объемом присутствия нелегальных сигарет не претерпела существенных изменений. "Развитие нелегального рынка остается фактором риска для легального рынка и продолжает создавать угрозу стабильной динамике налоговых поступлений в бюджет страны",— заявила директор по коммуникациям и связям с общественностью PMI в России Ирина Жукова. В "БАТ Россия" указывают, что TNS в своем исследовании не учитывает ситуацию на табачном рынке в кавказских республиках и в Крыму. По данным компании, доля нелегальной продукции в первом квартале этого года составила 3% против 2,7% годом ранее. Гендиректор группы "Агроком" (в нее входит "Донской табак") Сергей Сапотницкий считает, что доля теневого рынка сегодня и вовсе достигла 10%.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments