Потребители увереннее стали смотреть в будущее, рост продаж не за горами, обещают эксперты. Ретейлеры пока не видят почвы для оптимизма.
Аналитики потребительского рынка отмечают улучшение ситуации в розничной торговле. "Шоковое состояние у потребителей прошло, идет стабилизация, и мы ожидаем восстановления спроса во втором полугодии 2017 года", — говорит аналитик Сбербанка CIB Михаил Красноперов. Он ожидает, что уже в IV квартале при условии роста ВВП России на 6% в этом году продовольственный ретейл начнет расти.
"О возвращении спроса на докризисный уровень мы пока говорить не можем, но потребители уже не воспринимают ситуацию как кризисную, они начинают жить в новой реальности и адаптируют свои модели покупательского поведения", — отмечают в холдинге "Ромир".
Потребительское настроение россиян вышло из негативной зоны, радуются аналитики GFK. Согласно их исследованию, впервые с 2014 года индекс потребительских настроений вырос почти в полтора раза и в I квартале 2017 года достиг 100 пунктов — показателя, разделяющего негативную и позитивную зону оценки потребителями ситуации в экономике и собственных финансах.
В то же время в Северо–Западном регионе индекс составил только 96 пунктов. Дело в том, что жители Северо–Запада на протяжении кризиса были настроены пессимистичнее жителей других регионов, поэтому для восстановления нужно пройти больший путь, поясняют в GFK.
Рост на практике
Наиболее чувствительны к перемене настроений покупателей продовольственные сети. В сети "Верный" средний чек вырос на 7% по сравнению с прошлым полугодием. "Чувствуется большая уверенность потребителей в завтрашнем дне, опросы свидетельствуют, что они хотят потреблять не только дешевые продукты, а что–то поизысканнее", — говорит гендиректор сети "Верный" Олег Высоцкий. Это подтверждают и производители. "Мы видим восстановление потребительского спроса на качественную продукцию, покупатели устали от фальсификата и низкосортных, якобы "дешевых" товаров, навязываемых некоторыми недобросовестными ретейлерами", — говорит генеральный директор ООО "Арла Фудс" Михаил Ляско.
"По итогам I квартала этого года растут и объемы продаж, и валовая выручка от реализации продукции, — сообщают в пресс–службе "Валио", — спрос на высококачественную продукцию премиального класса растет как у нас, представителей молочного рынка, так и, например, у коллег, занимающихся мясопереработкой".
В X5 Retail Group также наблюдают некоторое улучшение потребительских настроений, растут трафик и средний чек. "Но, несмотря на то что результаты работы в январе–марте внушают нам сдержанный оптимизм, пока мы не склонны делать однозначный вывод о переломе тренда", — осторожен директор по маркетингу торговой сети "Перекресток" Дмитрий Медведев. По его мнению, клиенты по–прежнему предпочитают экономить и рационально подходить к своим покупкам, но они стали приобретать большее количество товаров за один визит. Этому способствовало изменение ценовой политики сети и переориентация ретейлера на более низкий ценовой сегмент.
Работа в экономсегменте приносит свои плоды. Руководитель проектов развития сети Decathlon в Петербурге и на Северо–Западе Иван Снегур говорит, что у сети стабильный рост продаж в Петербурге, с трафиком покупателей тоже нет проблем, несмотря на кризис, Петербург даже опережает Москву. Иван Снегур связывает это с тем, что сеть работает в экономклассе и по соотношению "цена — качество" выигрывает у конкурентов. "В кризис покупатели очень внимательны к этому соотношению, поэтому мы растем", — говорит он.
Хорошо не всем
С оптимистичными прогнозами аналитиков согласны не все ретейлеры. Сеть "Лента" в своем годовом отчете давала сдержанный прогноз: "Покупательная способность населения продолжает снижаться… Мы не видим признаков улучшения потребительского поведения в краткосрочной перспективе".
Активность потребителей пока на уровне прошлого года, о возможном переломе можно будет говорить по результатам двух кварталов этого года, указывают в сети "Дикси".
"Рост среднего чека есть, но связан, скорее, с инфляцией, улучшения настроений мы пока не видим", — солидарен с оценками федеральных розничных компаний генеральный директор ГК "Реалъ" Александр Мышинский.
Избавиться от привычек "голодных" лет непросто. "Покупатели экономят, если без чего–то можно обойтись, то лишнего не купят, январь и февраль не внушают оптимизма", — рассказывает руководитель ГК "Буду мамой" Роман Ротблат. По его мнению, понимание, есть ли основания для оптимизма, появится позже, когда потеплеет.
"Ожидания покупателей немного улучшились, тем не менее мы не ждем резкого или значительного роста в этом году", — говорит Артем Тараев, гендиректор "К–рауты". В кризис покупатели стали более избирательны, а также более чувствительны к скидкам. Сейчас в некоторых товарных группах наблюдается другая тенденция — люди выбирают более качественные и дорогостоящие материалы, которые прослужат дольше.
Произошедшие в лучшую сторону изменения в потребительском поведении на рынке DIY скажутся несколько позднее, так как товары для ремонта и обустройства дома не входят в повседневную потребительскую корзину,
"В этом году мы ожидаем стабилизации спроса или скромного увеличения, начиная со следующего года — явный рост", — говорит Ярмо Паавилайнен, гендиректор финской сети магазинов PRISMA. По его словам, люди время от времени стали покупать чуть больше более дорогих продуктов. В то же время цены по–прежнему, остаются основным фактором при принятии решения о покупке.