Ритейл – одна из самых динамично развивающихся сфер бизнеса как в России, так и на Северо-Западе, при этом все большую популярность набирает торговля через автоматы – вендинг. Такой способ продаж имеет ряд преимуществ: небольшие первоначальные вложения и постоянные издержки. С другой стороны, торговля через вендинг-машины появилась в России недавно, возможно, поэтому пока недостаточно информации, необходимой для полноценного анализа рынка и формирования эффективной маркетинговой стратегии. В результате развитие этого бизнеса сопряжено с высокими рисками.

Территориально большинство торговых точек расположено в Москве и Санкт-Петербурге. Рынок продукции, реализуемой через автоматы, высококонсолидирован, явных лидеров на нем нет. Основываясь на данных Euromonitor International, аналитический центр «Эксперт Северо-Запад» оценил увеличение числа вендинг-машин в 2011 году на 13% – с 66,4 до 75 тыс. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в обеих столицах.

Большая доля автоматизированных торговых точек приходится на продажу горячих разливных напитков. Половина всех вендинг-машин в прошедшем году предлагала чай или кофе. Менее популярны, но довольно многочисленны машины с закусками и прохладительными напитками. В прошедшем году их число увеличилось на 11% – с 18 до 20 тыс. Растет количество автоматов с иной продукцией: CD/DVD, ксерокопирование и т.д. – в 2011-м их стало 7 тыс., что на 18% больше показателей предыдущего года.

Структура расходов на продукцию, реализуемую через вендинг-машины, свидетельствует о стабильном росте доли напитков как в упакованном виде, так и разливных – на них приходится 80% всех расходов. Однако всплеска интереса населения к приобретению товаров через аппараты пока нет.

Развитие технологий постепенно снижает стоимость вендинг-машин: сегодня это в среднем 200 тыс. рублей. Несмотря на высокие темпы роста вендинга, такое оборудование пока довольно сложно получить в лизинг. Возможно, в обозримой перспективе лизинговые компании будут предлагать его активнее.

Ограниченность ассортимента и несовершенство механизмов оплаты не делает вендинг конкурентом обычных торговых сетей. Напротив, он их дополняет. Наибольшую популярность вендинг-машины приобрели в офисных зданиях, университетах, школах и иных общественных местах.

Сегодня вендинг-машины импортируются, однако российское правительство выступило с инициативой об организации их отечественного производства. Этот вид бизнеса, скорее всего, будет развиваться, создавая новые рабочие места в различных сегментах экономики. Эта сфера деятельности открывает перед российскими производителями продуктов питания и упаковки новые возможности. Общество уже привыкло к необычным способам продажи, они не вызывают недоверия, поэтому вендинг может стать эффективным каналом сбыта. 

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments