Петр Исаев, директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group, о возможности роста арендных ставок на торговую недвижимость в «Новой Москве».
Одной из ключевых тенденцией последних нескольких месяцев в сегменте коммерческой недвижимости в целом и торгового сегмента в частности стала активная реализация качественных девелоперских проектов, доказавших свою востребованность на рынке. Среди крупных сделок в сегменте торговой недвижимости можно отметить продажу ТЦ «Калужский», ТЦ «Горбушка» и сети торговых центров «Метромаркет». Это говорит о том, что 2011 г. станет одним из лидеров по инвестиционным сделкам на российском рынке недвижимости. Здесь Capital Group выступил законодателем тренда, закрыв сразу две крупные сделки по продаже ТЦ сети «Метромаркет».
На качественные торговые площади спрос остается на стабильно высоком уровне, при этом ставки аренды до конца года обещают показать определенную динамику.
Вне всякого сомнения, на развитие рынка торговой недвижимости окажут влияние заявленные Правительством Москвы градостроительные инициативы. В частности, в связи с планируемым строительством «Новой Москвы» сейчас активно обсуждается вопрос возможного повышении ставок аренды в подмосковных ТРЦ. На мой взгляд, говорить о повышении преждевременно, поскольку в «Новой Москве», в первую очередь, должен сложиться определенный собственный пласт потребителей, который сможет обеспечивать ритейлерам необходимые обороты, а это длительный процесс, который займет по моим оценкам около 20-30 лет.
Развитие торговой недвижимости в центре также во многом зависит от решений города по редевелопменту ветхих зданий, промышленных зон и других, где будет возможна реализация в том числе торговой инфраструктуры. В любом случае, в свете нового вектора развития города девелоперу сегодня необходимо меняться, не просто создавать новые торговые объекты, а эффективно интегрировать их в существующую городскую инфраструктуру. Только такая расстановка приоритетов сможет обеспечить проекту высокий коммерческий успех.
Сегодня рынок стоит на пороге перемен и, на мой взгляд, значение профессионального общения, обмена мнениями и взглядами на те или иные вопросы рынка, сложно переоценить. «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость» зарекомендовал себя хорошей дискуссионной площадкой, позволяющей выявить актуальные потребности и запросы наших потенциальных арендаторов, и возможно , привести в перспективе к заключению взаимовыгодных контрактов.
ВНИМАНИЕ! Издательский дом Retailer готовит рейтинг «ТОП-50 владельцев торговой недвижимости 2011», который будет опубликован в журнале «Retailer magazine. Владельцам и топ-менеджерам №4(23)» и представлен 2 декабря на «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость» в Moscow Monarch Centre Hotel RENEISSANCE. Кульминацией «переписи» станет церемония награждения.
*Подробнее о «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость» и возможностях участия в мероприятии на сайте 2dec.retailer.ru.