На протяжении последних 12 лет пресса укрепляла свои позиции в супермаркетах и приобрела статус товаров повседневного спроса в магазинах самообслуживания. Если в конце 1990-х гг. на долю распространения через магазины приходилось только 3% тиражей печатной продукции, то к 2008-му она выросла до 35%. С течением времени изменялись ассортимент и формы выкладки, увеличивалось количество выпускаемых изданий, появлялись новые инструменты по их продвижению в ритейле, росла плата за пользование этими инструментами. До кризисного 2008-го, когда супермаркеты развивались, осуществляя в том числе экспансию в регионы, расширялось и присутствие периодики не только в Москве. Экономический кризис конца 2008-го изменил вектор развития торговли. Сети вынуждены были изменить планы регионального развития. Возник кризис неплатежей, ряд сетей оказались на грани банкротства. Покупательский спрос снизился, и главным инструментом в борьбе за потребителя стала низкая цена. Это привело к ценовым войнам между сетями и, как следствие, к требованию снижения цен поставщиками.
Сегодня процесс реализации прессы в супермаркетах зависит от ритейлера и жестко регламентирован договорами с сетями. В работе распространителя существует постоянная необходимость соблюдения баланса коммерческих интересов сторон между сетью и дистрибьютором и дистрибьютором и издателем. От корректного соблюдения баланса и зависит успешность работы.
История показывает: многие фирмы-дистрибьюторы не смогли отстоять свои интересы в этой модели распространения и вынуждены были уйти с рынка.
В перспективе уровень конкуренции среди сетей розничной торговли будет усиливаться, а степень зависимости поставщиков от сетей расти, что неизбежно приведет к дальнейшему ужесточению требований к поставщикам. Вся прибыль в цепочке от производства до конечного потребителя станет оседать в карманах розничных продавцов. Понимая эти перспективы, производители и дистрибьюторы продовольственных товаров пролоббировали закон о регулировании розничной торговли, который в первой версии далеко не совершенен, однако уже задает правила игры и призван регламентировать степень монополизации рынка розничной торговли. Это лишь первый шаг в формировании правил игры, закон неизбежно будет дорабатываться. В такой ситуации участникам рынка распространения прессы необходимо выработать и закрепить отраслевые нормы и правила, разработать и включить в закон о регулировании розничной торговли поправки, отстаивающие интересы издателей и распространителей печатной продукции. На протяжении всего времени идет поиск оптимальных решений по сотрудничеству издателей, дистрибьюторов и сетей, формируется баланс интересов участников рынка. Поэтому главной задачей сегодняшнего дня является выработка совместных решений по построению цивилизованного бизнеса.