Сегодня об изменениях в законодательстве расскажет Александр Оглоблин, президент ТС "Елисей". Завершит цикл беседа с Николаем Лантухом, председателем совета директоров сети ТС "Звездный".

По словам Александра Оглоблина, уральские ритейлеры недовольны тем, что их проблемы, связанные со спадом продаж в I полугодии 2016 г., усугубляются изменениями правил игры. В начале июля Владимир Путин подписал закон, ограничивающий размер премий для торговых сетей (так называемые ретро-бонусы) и сроки оплаты за поставленные товары. Обе поправки внесли депутаты Госдумы под руководством Ирины Яровой. На протесты Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейшие сети, глава государства не отреагировал. Г-н Оглоблин считает предложения г-жи Яровой популистскими.

"Борьба за покупателя заставляет торговые сети сокращать издержки и снижать маржинальность, из-за чего некоторые не выдерживают конкуренции  и продают свои магазины, — поясняет он. — В первую очередь, это екатеринбургские ритейлеры, которым тяжело конкурировать с федеральными компаниями. В этом году с местного рынка практически ушел "А-Продукт", а "Звездный" передал 13 своих магазинов Х5 Retail Group. У многих сетей большая кредитная нагрузка — любое рыночное потрясение добавит им проблем. При этом часть депутатов, в том числе, г-жа Яровая, еще продвигают в Госдуме популистские проекты вроде принятых уже поправок в "Закон о торговле", которые не выгодны ни ритейлерам, ни поставщикам".

— Как поправки Яровой повлияют на экономику торговых сетей?

— Там два основных момента. Первый — сокращение отсрочки платежа поставщикам. Сейчас торговым сетям придется рассчитываться в более короткие сроки — им понадобятся кредитные ресурсы. Процентные ставки будут увеличивать издержки бизнеса, а значит, ритейлерам придется, хоть и незначительно, но повысить наценку, которую они вынужденно снижали из-за кризиса. Второй момент — изменения величины бонуса за объемы продаж, составлявшего 10% от стоимости поставки. Теперь бонус ограничили 5%. Соответственно, чтобы компенсировать потери, нужно будет или увеличивать наценку, либо договариваться с поставщиками о снижении цен. Наверное, кто-то пойдет на уступки, а кто-то — нет. Поэтому сейчас трудно сказать, как изменятся цены на полке. По прогнозам крупнейшей в России сети "Магнит", возможна некоторая турбулентность цен.

— У сети "Елисей" остались резервы для снижения издержек?

— Все резервы, какие были, торговые сети уже исчерпали. Например, мы сократили часть сотрудников в торговых залах, но нельзя же оставить магазин совсем без персонала. Ведем жесткое бюджетирование других расходных статей. Но как, например, при росте тарифов на электричество, существенно сократить эти затраты? Кризис ведь начался не вчера, а полтора года назад, и все это время мы ищем возможности снизить издержки. Сегодня гайки экономии закручены до упора — дальше некуда.

— Ритейлеры говорят, что спрос продолжает падать. Виноват сезонный фактор или покупатели все больше экономят?

— Хочется думать, что это действие сезонного фактора. Летом покупателей меньше — они уезжают в отпуск или возделывают свои шесть соток. В этом году мы отметили, что при общем летнем падении выручки заметно выросли продажи продуктов, которые используются в домашних заготовках — сахар, подсолнечное масло, уксус. Их покупают в больших объемах, чем два года назад — люди решили обеспечить себя домашними консервами. Но я надеюсь, что ритейл уже достиг дна — в этом году показатели августа у нас лучше, чем в прошлом. Однако выход из кризиса будет долгим — это понятно.

— Сеть "Звездный" меняет формат — акционеры хотят сделать универсам для покупателей, которых не устраивает ассортимент дискаунтеров. Это реалистичный замысел?

— На мой взгляд, идея жизнеспособна. В кризис львиная доля покупателей, относивших себя к среднему классу, перешла в сегмент "средний минус" и занимается поисками дешевой продукции. Отсюда рост числа дискаунтеров "Пятерочки" и "Магнита", выигравших на падении рынка. Сеть "Звездный" уступила Х5 Retail Group небольшие магазины и теперь, видимо, хочет сосредоточиться на покупателях сегмента "средний плюс", т.е. на том с чего они и начинали. Эксперимент может оказаться успешным, но есть нюанс — рынок уже никогда не будет прежним. Нельзя просто взять и отступить на прежние позиции. Думаю, стратегию придется корректировать.

— А какой стратегии придерживается "Елисей"?

— Кризис повлиял на доходность — она, как и у большинства сетей, серьезно снизилась. В этом году мы запустим всего один магазин, хотя в обычные времена сеть прирастала на 3-4 точки в год. При сокращении доходности и увеличении стоимости кредитных ресурсов открывать магазины в прежнем масштабе невыгодно. Но даже при том, что часть покупателей ушла в дискаунтеры, ядро целевой аудитории осталось прежним — эти люди продолжают ходить в наши магазины. Гнаться за дискаунтерами мы не намерены — в этом нет никакого смысла, но цены на продукты первой необходимости у нас будут не выше. Стратегия "Елисея" — в том, чтобы предлагать покупателям лучший сервис, больший ассортимент, в том числе, собственного производства, и приемлемое соотношение цена-качество. Кстати, в отличие от обычных магазинов премиальные "Гастрономы "Елисейские" увеличивают продажи и в кризис.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar