Каждый пятый россиянин (20%) потратит в этом году на подарки 8 марта больше, чем в прошлом году, показал совместный опрос "РГБ" и портала Superjob.ru. "Жизнь дорожает…", философски отмечают респонденты. Тем не менее 45% планируют потратить столько же, сколько и в прошлом году, 22% россиян пока не определились, и лишь 13% сократят свои расходы.
— Как правило, потребительские стратегии, когда речь идет о популярных праздниках, не отличаются рациональностью, эластичность спроса в этих случаях сравнительно невысока. Поэтому даже в условиях сложной макроэкономической конъюнктуры такие расходы сокращает лишь незначительная доля населения, — пояснил "РГБ" Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".
11% россиян намерены уложиться с подарками в 500 рублей, как минимум, "на конфетки". Большинство потратят 500-1500 (32%) и 1500-5000 (33%) рублей на презенты близким и подругам. Свыше 5000 рублей потратят 9% респондентов, более 10 000 рублей — 4% и 11% еще не определились со своими тратами. Скорее всего, уложиться в планируемый объем мало у кого получится. Помимо самих подарков, нужно порадовать любимых цветами и праздничным ужином, что тоже влетит в копеечку. Однако отказывать любимым в мелочах россияне не привыкли. Как рассказал "РГБ" генеральный директор онлайн-сервиса по бронированию столиков в ресторанах "Гурманизация.рф" Дмитрий Степанов, в преддверии 8 марта пользователи начали активно резервировать столики в ресторанах, причем первые заказы стали поступать еще в начале февраля:
— Рост спроса на услуги в связи с празднованием 8 марта, безусловно, наблюдается, равно как и перед другими праздниками или спортивным мероприятиями. Среди всех оформленных заказов есть и корпоративные (от 10 человек и более), но их не так много. В этот период большим спросом пользуются рестораны, расположенные около метро, "тематические рестораны" и заведения, где царит романтическая атмосфера. Так как в этом году 8 марта выпадает на субботу, и его празднование может плавно перейти в ночное гулянье, многие заказы приходятся на заведения в формате коктейль-баров.
В сегменте e-commerce также ощущается всплеск заказов. Приобретать в сети удобно — можно порадовать близких, не вставая с рабочего места, и всегда можно воспользоваться услугами по оперативной доставке подарков. "В основном услуги по доставке сейчас востребованы физическими лицами, активными потребителям интернет-магазинов", — отмечает Наталия Тишкова, директор департамента обслуживания клиентов DPD в России.
Многие озаботились покупками заблаговременно. Несмотря на то что для российского покупателя традиционные праздники — всегда неожиданность, этот год стал исключением. Поведение покупателей изменилось. У большей части из них есть печальный опыт, когда заказ не приходил в срок. "Предпраздничные пики смещаются на более ранние периоды, это, конечно, несколько уменьшает нагрузку во время предпраздничной суеты, но не существенно, — говорит Роман Кикоть, операционный директор фулфилмент-оператора "Бета продакшн" (оказывает услуги хранения, комплектации и доставки товаров). — Выделить какие-то товары, которые пользуются наибольшим спросом, пока нельзя, но точно можно сказать, что по сравнению с прошлым годом рост предпраздничных покупок стартовал раньше".
Покупают женщинам и косметику, и парфюмерию, и товары для дома, и просто приятные глазу и сердцу безделушки. Большим спросом пользуются самые разнообразные подарочные карты и сертификаты, наиболее популярны стоимостью 1500-3000 рублей. Чаще всего берут сертификаты со SPA-услугами, считает Виктория Огай, менеджер по работе с партнерами портала Vpodarok.ru.
— Наибольшим спросом пользуются подарочные карты торговых сетей парфюмерии и косметики, а также подарочные сертификаты SPA-салонов. Россияне начали подготовку к 8 марта — уже начиная с середины февраля ощущаем увеличение количества заказов по сравнению с обычными месяцами в среднем на 30%, — продолжает коммерческий директор компании "Дарить Легко" Евгений Тимофеев. — Рынок подарочных карт растет на 20-25% процентов в год, гендерные праздники подпадают под ту же динамику.
Безусловно, не остается в стороне от главного весеннего праздника и fashion-индустрия. В подарок покупают кошельки, ремни, платки, перчатки и всевозможные аксессуары. 8 Марта хорош тем, что и вещи из зимней коллекции, зачастую продаваемые с огромными скидками, еще могут пригодиться. Кроме того, в магазинах появились летние коллекции, которые точно удастся "выгулять в люди", когда потеплеет. "Спрос на подарки к 8 марта активизировался уже в 20 числах февраля", — сообщила "РГБ" Людмила Бородина, представитель холдинга KupiVIP.ru. Она рассказала, что представительницы прекрасного пола не только приобретают подарки, но и выбирают себе нарядные образы к предстоящему празднику.
Ну и конечно ничто не пользуется такой популярностью, как всевозможные гаджеты (смартфоны и планшеты) и бытовая техника. В 2013 г. в предпраздничный период повышенным спросом пользовались мультиварки, блендеры, светильники, фотоэпиляторы, телевизоры и стайлеры. Причем многие категории товаров были ориентированы именно на женщин: розового цвета, с принтами из сердечек или цветов.
— Подарки к 8 марта начинают покупать практически сразу после 23 февраля, но ажиотаж ожидается за два-три дня до праздника. Самые популярные товары перед 8 марта — это мелкая бытовая техника, товары для красоты и различные цифровые товары: например, мобильные телефоны из женских коллекций или ярких расцветок, — подчеркивает Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью "М.Видео".
Если в Интернете товары заказывают заранее, то поход по магазинам многие откладывают на последний момент. В розничных сетях ожидают ажиотажный спрос накануне праздников — числа седьмого. В прошлом году рост спроса начался только 4 марта (8 марта было пятницей), напоминает Андрей Хромов, руководитель компании "Аристос".
— Традиционно продажи растут за неделю до праздничной даты. Мы прогнозируем, что в первую неделю марта общий прирост по сравнению с обычными неделями должен составить 70%, а в пиковые дни (7-8 марта) будет превышать оборот среднестатистических выходных на 80%, — заявил "РГБ" Григорий Рзянин, заместитель директора по розничной торговле сети "Белый ветер". — Мы фиксируем повышение спроса на несколько категорий товаров. Различные аксессуары являются самой популярной категорией подарков, которые можно подарить своей второй половине к основному устройству. Вторая категория товаров — это фотоаппараты. В этом году это зеркальные фотоаппараты и фотокамеры со сменной оптикой. И третья категория — эксклюзивные модели смартфонов. Некоторые производители, например Samsung, специально выпускают такие линейки к гендерным праздникам в России.
Анна Трофимова, руководитель PR-отдела компании Media Markt, среди наиболее популярных подарков называет предметы по уходу за собой (фены, стайлеры, ванночки для ног):
— Доля этих продуктов составила минимум 40% от продаж накануне 8 марта в прошлом году. Популярна мелкая бытовая техника — все, что связано с приготовлением пищи (мультиварки — тренд прошлого года, кофемашины, мясорубки, посуда) и гаджеты. Кстати, теперь, приобретая предметы по уходу, покупатели выбирают более дорогие марки. Кроме того, тренд последних лет — увеличение спроса на продукты категории "Красота". Также в прошлом году на 8 марта покупали не только мелкую, но и крупную бытовую технику, например пылесосы и посудомойки.