Вчера прошло заседание Госсовета по малому и среднему бизнесу. Наша гильдия подготовила и передала в рабочую группу пакет антикризисных мер для отрасли хлебопечения.
В первую очередь необходимо выстроить в регионах рациональную систему размещения субъектов торговли хлебом. Пока большинство продукции реализуется через супермаркеты, лишь 10-15% пекарен имеют собственные точки продаж, что сказывается на территориальной доступности продукции и розничной цене. Для сравнения: во Франции, Швейцарии, Германии, США всего 10-15% хлеба выпекается внутри торговых сетей, их миссия заключается не в том, чтобы заполнить рынок, а в том, чтобы предоставить потребителю запасной вариант на случай, если не успел купить свежую булку у "своего" пекаря. Внедрить такую модель в России сложно, территория огромная, с неравномерной плотностью населения и низкой отраслевой конкуренцией. В среднем на каждые 10 тысяч жителей в регионах приходится 0,9 хлебопекарных предприятий, тогда как за рубежом 3,5-4. По экспертным оценкам, в 2013 году российские производители хлеба недополучили около 150 млрд руб. из-за отсутствия малоформатных точек продаж своей продукции. Это серьезный внутренний резерв для развития.
Чтобы в регионах появилась хлебная розница, необходимо развернуть местные администрации лицом к хлебопекам. В частности, власти могут напрямую повлиять на цену хлеба, введя преференции для МСБ (а это примерно 97% участников рынка) на долгосрочную аренду помещений и участков под строительство булочных, хлебных павильонов, киосков. Кроме того, механизмом поддержки может стать сдерживание тарифов естественных монополий для социально значимого сектора производства, мораторий на оплату налога на недвижимость от кадастровой стоимости. Мы просим дать "зеленый свет" розничной торговле хлебом, чтобы у производителей появились свои киоски, палатки. Как вариант — использование мобильных торговых объектов: автолавок, передвижных павильонов.
Еще одной эффективной мерой поддержки в кризис, на наш взгляд, должен стать патент как специальный режим налогообложения. До сих пор он не распространялся на хлебопечение, но Госдумой уже инициированы соответствующие поправки в НК РФ для предприятий и ИП, где работает до 15 человек и годовая выручка не превышает 60 млн руб. В частности, Роспотребнадзор поддержал идею о переводе хлебопечения в разряд минимально рискоориентированных видов деятельности.
Отдельно хотел бы остановиться на теме возврата хлеба. Уже давно в России сложилась практика, что торговые сети возвращают поставщику хлеб, не реализованный в течение трех суток, маркируя его как брак. И производители вынуждены нести дополнительные расходы на транспортировку, переработку либо утилизацию остатков. Доля возврата в среднем составляла 8-10%, в отдельных случаях доходила и до 20%, что сказывалось на экономике предприятий и в конечном счете на цене продукта. За границей такой проблемы нет, потому что подавляющая часть хлебопеков — это малый бизнес, который гибко подходит к ценообразованию. Если в пекарне, к примеру, к 18.00 еще имеются остатки продукции, их распродают за треть стоимости, чтобы к утру подготовить свежую партию. Большие объемы возврата из торговых сетей в России говорят не о том, что хлеб не пользуется спросом, а о том, что торговля не заинтересована в его полной реализации.
Однако 7 марта 2015 года в этой дискуссии поставлена жирная точка: вступил в силу новый СанПиН 2.3.4.3258-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий", из которого исключена норма о возврате поставщику товара, не проданного по истечении установленного законодательством срока реализации. Навязывать возврат ретейл больше не имеет права.
Если антикризисные меры в хлебопечении будут применены, то мы сможем прогнозировать достаточно высокий рост производства, до 10% в год, и умеренный рост цен на продукцию, не более 6% в год даже при нынешнем уровне инфляции. Разумеется, быстрый эффект возможен не везде, в Европе на создание фирменной мелкооптовой сети у пекарен уходит по 2-3 года, но если регионы будут бездействовать и только требовать держать цены в узде, они могут столкнуться с дефицитом хлеба.
Хлеб люди ели и будут есть всегда, несмотря на кризис. Только в прошлом году объемы реализации хлебобулочной продукции в стране составили 569,1 млрд руб., что на 35,4 млрд больше, чем в предыдущем. Если эти деньги пойдут напрямую к пекарям, я уверен, они всегда найдут гибкие решения, чтобы расширить ассортимент и поднять выручку, не задирая цен.