Когда в сутках не хватает часов – все приходится делать на бегу. Даже давать интервью. Мы побеседовали с молодым предпринимателем Сергеем Косенко, который как никто другой разбирается в работе с франшизами. Какие сложности возникают при работе с франчайзи, как стать экспертом во всем, что интересно, и на какие деньги скоро перейдет весь мир, разбиралась "Жажда".
– Вы с детства знали, кем станете? О чем вы мечтали, и кем видели себя в будущем?
– Кем угодно, но точно не предпринимателем. В детстве и понятия-то такого не было. "Купи-продай", "коммерсанты", "барыги" – все эти слова были о предпринимателях, и они произносились людьми как угодно, но точно не с большим уважением. Сейчас мне очень нравится то, что происходит в России – образ предпринимателя меняется, и это правильный тренд для развития экономики и общества в целом.
Если говорить о профессии, то учился я по специальности "информатика в экономике", а после окончания института работал в банке – меня привлекали масштаб и большие деньги.
– Что вам нравилось, а что нет в работе сотрудника крупной компании?
– Главный плюс – это большое плечо: любое твое действие может дать очень большой результат. Представьте, что вы продаете свой товар в один магазин или в сеть из 1 000 магазинов – технически все очень похоже, но результат гораздо больше. Так и в банке: я сделал рекламную кампанию по депозитам для физических лиц, и она привлекла сразу 300 млн рублей. Это был очень интересный опыт. С другой стороны, в крупной компании сложно что-то менять: как говорит Герман Греф, тяжело заставить слона танцевать. Служба безопасности, финансовый мониторинг, бухгалтерия, юристы и еще огромное количество отделов, которые должны согласовать любое изменение. Это может очень быстро убить любую инициативу, и работать становится невыносимо.
– Как было принято решение уйти в свободное плавание и начать собственный бизнес?
– В какой-то момент я понял, что перестал получать удовольствие от работы в банке. На тот момент я уже стал директором департамента розничного бизнеса и членом правления, в подчинении было больше 50 человек, мы создали "с нуля" потребительские кредиты, автокредиты, сеть платежных терминалов, открыли несколько отделений и вышли на стабильно высокие показатели по всему департаменту, но наш взрывной рост начал замедляться. Я чувствовал внутри бо́льший потенциал и при этом не понимал, как добиться в 10 или в 100 раз лучшего результата, как принимать самостоятельные решения, как создавать проекты от начала до конца и именно такие, какими их вижу я. Уже тогда я был уверен, что хочу быть предпринимателем и ни от кого не зависеть.
– Как вы нашли идею для собственного бизнеса?
– В США пледы с рукавами появились уже давно – в 2008 году и стали суперпопулярны. Американские основатели продали более 50 млн штук за 5 лет. Я подумал, что в России с нашим климатом эта вещь будет просто незаменима, и, недолго думая, решил заняться их производством. Большого бюджета на вывод продукта на рынок не было, и я решил совместить продажи с рекламой – открывать островные магазины в торговых центрах, на которых можно и показывать, зачем пледу рукава, и делать продажи.
– Расскажите о ваших проектах: в чем их особенность и специфика? На что сейчас уходит больше всего сил и времени?
– Как сказал один интересный предприниматель: у меня есть только один проект, и он называется – моя жизнь. Она, как у любого человека, состоит из семьи, друзей, здоровья и в том числе бизнеса. Сейчас мне интересны 2 основных направления. Первое, где у меня самый большой опыт, – сезонные магазины в торговых центрах по 3 разным брендам: Siberia (свитера с оленями), Sleepy (пледы с рукавами) и "Бабушка вяжет" (шерстяные носки и варежки). Это, можно сказать, проектная работа: летом производим, осенью и зимой продаем в своих магазинах и открываем магазины по франшизе, а весной закрываем и отдыхаем.
Второе направление – совсем молодое, но самое перспективное. На выставке во Франкфурте я нашел французский бренд парфюма для дома: парфюмированные свечи и диффузоры (это флаконы с ароматной жидкостью, в которые вставляются палочки и распространяют аромат в помещении). Для российского рынка мы отобрали 120 видов свечей и диффузоров, создали бренд Arome Paris, разработали дизайн магазина, фирменный стиль и открыли первый бутик в торговом центре "Метрополис" в Москве – в мае этого года. С тех пор мы открыли уже 8 магазинов – 3 сами и 5 по франшизе (в Москве и Санкт-Петербурге). Франшиза стоит всего 1 млн рублей и, судя по текущим результатам, окупается за 6-7 месяцев, поэтому спрос на них очень высокий: у нас на очереди открытие 15 магазинов в городах России, Казахстана и Белоруссии, а до конца года в плане 100 магазинов. Жаль, что торговых центров у нас в стране не так много, – открыли бы больше.
– Если коснуться первого направления: какие плюсы и минусы есть у сезонного бизнеса?
– Основной плюс – это высокий заработок: если грубо, за 2 месяца зимы вложил миллион, забрал два, все закрыл и забыл. Минус в том, что по сути это нельзя назвать бизнесом – скорее проектная работа. Если ты хочешь сделать это бизнесом, а не хобби, то нужно выращивать команду и чем-то ее занимать весь год: платить зарплаты, арендовать офис, склад, и все это в конечном итоге съедает большую часть всей прибыли. Мой совет – делать сезонный бизнес дополнительным заработком и относиться к нему как к возможности заработать хорошие деньги к новогодним праздникам.
– Какими чертами характера должен обладать успешный предприниматель?
– Предприниматель – это человек с очень высоким болевым порогом. Тебе плохо, все идет не так, как ты планировал, ты падаешь и снова встаешь. Главное, что отличает предпринимателей, – это способность терпеть неудачи и идти дальше.
Еще предпринимателю важно быть целеустремленным человеком. Нужно научиться ставить цели и не сливаться в процессе их достижения, как бы ни было трудно.
– Есть ли сложности при работе с франшизой?
– Главная сложность для человека, который выбирает, чем заняться, – это найти по-настоящему прибыльную франшизу. Естественно, что ни один продавец франшизы не скажет, что его бизнес хуже других, и всегда показывает очень красивые цифры.
Я дам два совета, как не совершить ошибку:
1. У франчайзера должны быть свои собственные магазины. Сейчас много франшиз, у которых есть только красивый сайт и хороший менеджер по продажам. Денег много не просят, но это означает лишь то, что вам предлагают пустышку. Езжайте на встречу прямо в магазин и там уже разговаривайте о покупке.
2. Поговорить с действующими франчайзи, а еще лучше с теми, кто закрылся. Узнать – по какой причине. Что пошло не так в бизнесе, и какие есть вопросы к франчайзеру?
Эти два способа, которые помогут быстро понять, какую франшизу выбрать и какие подводные камни могут вас ждать.
Еще одна сложность – это требования франчайзера, которым надо соответствовать, а начинающим предпринимателям часто кажется, что они лучше знают, как нужно работать, чтобы увеличить продажи. Они, например, говорят: "Не хочу красную этикетку – хочу розовую". Существует минимальное ограничение вашей творческой составляющей, но есть огромный плюс, что ты получишь реально крутой бизнес, который принесет прибыль.
Самое сложное в этой теме – выбрать прибыльную франшизу. Потому что все презентуют свою франшизу только с лучших сторон, и новичку сложно разобраться.
– Насколько для вас важно окружение? С кем вам интересно общаться?
– Окружение – это 80% успеха любого человека, а уж предпринимателя – тем более. Если ты самый умный в комнате, значит, ты не в той комнате. Если ты лучший в компании своих друзей, то тебе надо срочно искать новых друзей.
Что касается конкретно меня, то у меня есть классное правило. Если мне нужно разобраться в какой-то теме, я не читаю статьи, не ищу в интернете. Я просто нахожу знакомых – лучших в этой теме. Тех, кто уже прошел весь путь, полностью разобрался и набил шишки. Я нахожу такого человека и напрашиваюсь к нему на встречу. Это крутое правило, которое я советую каждому взять на вооружение. Как определить профессионала? Это человек, который достиг большого результата и может его подтвердить. В спорте и питании – это хорошая форма, в семейных отношениях – это сильная крепкая семья, в бизнесе – это деньги. Если ты нашел такого человека, то в 90% он поможет тебе разобраться в заданной теме.
– Сколько времени вы уделяете работе?
– Я крайне негативно отношусь к слову "работа", в нем меня смущает корень "раб", а мне хочется думать, что я занимаюсь предпринимательством, а не работаю. Создаю ценность, обмениваю их на бумагу (деньги), а ее на другие ценности – путешествия, квартиры, машины, впечатления. Так что я занимаюсь предпринимательством, и эта такая история, которая никогда не заканчивается. У тебя нет стоп-крана, который можно нажать, и не думать о делах. Это просто образ жизни, благодаря которому ты всегда в процессе. Иногда в большей степени, иногда в меньшей. В разный момент времени ты уделяешь свое внимание разным вещам, но часов 16 в сутки ты думаешь о том, как улучшить свою жизнь и жизнь близких тебе людей.
– Остается ли у вас время на хобби? Чем вы любите заниматься в свободное время?
– Я катаюсь на всех досках, которые только есть: вейкборд, кайтсерф, сноуборд. Я играю в футбол и в большой теннис. Люблю бегать.
Сейчас не могу похвастаться частыми походами в театр, но буквально год назад я ходил в театры трижды в неделю. Потом мне это приелось, и я взял паузу. Люблю читать книги. Если честно, не люблю бизнес-литературу. Предпочитаю вдохновляющие романы, например, "Зеленый король", "Источник", "Атлант расправил плечи". Сейчас перечитываю Пелевина.
– Знакомо ли вам такое понятие как "жажда бизнеса"?
– Жажду бизнеса я бы определил как постоянное стремление к самореализации и создания ценностей для мира.
– Какие цели и планы стоят перед вами на ближайший год?
– Моя единственная цель – это быть счастливым в любой момент времени. Если говорить о бизнесе, то первое – это открыть 100 магазинов парфюма для дома. Вторая – выстроить прозрачный финансово-управленческий учет своей компании. Но обе они ведут к одной цели в деньгах – в 500 миллионов рублей к середине следующего года.
– Какой совет вы могли бы дать тем, кто хочет добиться успеха в бизнесе?
– Первое и самое важное: в тот момент, когда что-то не получается, – вспомните мировых героев, например Ника Вуйчича или Стива Джобса. Проанализируйте, сколько раз они допускали ошибки, но в итоге стали великими. Неудачи будут всегда, на каком бы этапе предприниматель ни находился. Вспоминайте об этих или еще каких-либо великих людях, улыбайтесь и идите дальше.
Сергей Косенко, 29 лет, Москва
Основатель и владелец Kosenko Retail Group
– 4 бренда одежды и товаров для дома: Siberia, Arome Paris, Sleepy, "Бабушка вяжет".
– Более 350 магазинов в 2016 году.
– Свыше 5000 наименований товаров.
– Выручка – 300 миллионов рублей в год.
Кратко
Основная черта характера?
Доброта.
Что вы цените в людях?
Честность.
Какое путешествие запомнилось больше всего?
Экспедиция на Эльбрус.
На чей мастер-класс вы бы сходили?
Виктора Пелевина.
Подарок, который вам запомнился?
Бегемотик, которого мне подарила племянница.
Ваша самая дорогая покупка?
Квартира в Москве.
Главный источник вдохновения?
Любовь.
О чем вы жалеете?
О том, что причинял людям боль.
Жизненное правило?
Получать удовольствие.
Через 10 лет я буду…
…счастлив.