Предложенные властями макроэкономические сценарии для России на ближайшие три года не предполагают качественных изменений ни в структуре экономического роста, ни в политике развития. Основное различие базовых прогнозов Минэкономики и Банка России лишь в том, что при $50 за баррель роста внутреннего частного спроса с 2016 года, на который ставят в ведомстве Алексея Улюкаева, в ЦБ не ждут. И в этом, очевидно, проявляется не качество расчетов, а их ведомственная принадлежность. В Минэкономики вынуждены вслепую ставить на положительный эффект экономической политики правительства (этим, впрочем, вряд ли можно объяснить ожидание роста частных инвестиций на фоне опережающего производительность труда роста зарплат в частном секторе в 2016 году). В ЦБ за экономическую политику не отвечают — и отклика частного спроса на нее не предвидят, полагая, что российские компании начнут инвестировать в 2017 году (как только расплатятся с внешними долгами).
Если в 2008 году, будучи министром экономики, на фоне разворачивающегося кризиса Эльвира Набиуллина провозглашала его "окном возможностей" для проведения структурных реформ, то теперь она лишь ограничивается констатацией: текущий кризис — и структурный, и циклический. И если из последнего Россия временно выйдет при реализации оптимистического сценария (нефть подорожает до $70 за баррель), то первый никуда не денется — и будет расширяться в любом из сценариев.
Только за первое полугодие доля ТЭКа в промышленном выпуске увеличилась с 40,5% (нефть и газ — 29,1%) в конце 2014 года до 48,8% (38,6%) в июне 2015 года. "Это может иметь негативное влияние на характер последующего экономического роста",— замечали в июле аналитики Минэкономики. "Отрицательные темпы роста выпуска будут обусловлены в том числе структурной подстройкой экономики к изменившимся внешнеэкономическим условиям, которая будет сопровождаться перетоком трудовых и капитальных ресурсов, в первую очередь — в торгуемые экспортно ориентированные секторы",— соглашаются в ЦБ.
Иными словами, вместе с ростом нефтяных цен правительство, граждане и в первую очередь частные инвесторы автоматически вернутся к старой привычке обмена нефти на значительный потребительский и незначительный инвестиционный импорт. Тогда же произойдет традиционное увеличение чистого оттока капитала — на покупку новых иностранных активов. О качестве экономической политики и роста в этой конструкции принято быстро забывать, даже если такое благополучие слишком временно и уязвимо. Говорить об этом теперь не принято — приближается новый выборный цикл, требующий увеличения зарплат, пенсий и пособий.