В рядах столичных торговых центров уже зияют "заплатками" "законопаченные" магазины прежде популярных торговых сетей. На дверях висят объявления о том, куда можно обращаться с претензиями по поводу ранее купленного товара.

Так, в ТЦ "Метромаркет" на Шаболовской был закрыт обувной магазин известной фирмы "Chester" — из-за кризиса, как пояснила Стране.Ru продавец из соседней торговой точки. В ТЦ "Калужский" закрылся отдел по продаже сумок и аксессуаров фирмы "Diamant". Торговый дом "Холдинг-Центр" еще в конце прошлого года объявил, что планирует закрыть свои магазины "ХЦ на Южной" и "ХЦ Алтуфьево" в первом квартале этого года и "ХЦ на Страстном" — до конца третьего квартала. По сообщениям СМИ, некоторые компании, торгующие одеждой обувью и аксессуарами, сегодня активно сокращают или ликвидируют свои "торговые точки" в провинции, перегруппируя их из регионов в столицу. Другие же сети вообще покидают Россию, в том числе и те, что работают в сегменте класса "люкс".

Последствия глобального экономического кризиса весьма остро ощущаются сегодня в российской модной индустрии, признала в комментарии для Страны.Ru директор благотворительного фонда "Русский силуэт" Татьяна Титкова. По ее оценке, объемы продажи одежды в торговых сетях во всех сегментах уже упали на 30-40%. Это объясняется резким снижением покупательского спроса.

Пока, правда, перемещение традиционных покупателей более дорогих марок в более дешевые товарные сегменты не зафиксировано. У людей еще сохраняется некий запас обновок, а потому многие предпочитают выждать какое-то время, нежели "опускаться" до приобретения менее дорогой одежды. Тем более что товары из средней ценовой группы все чаще страдают плохим качеством.

"Благодаря" кризису, к слову, нынешний сезон рождественских распродаж был отмечен рекордными скидками в "люксовых" бутиках, доходившими до 70%. Однако теперь вместо распроданного "старого" товара поступают существенно меньшие по объему новые коллекции, сокращенные, в сравнении с прежними годами, процентов на 25-30.

При этом товары из новой коллекции "весна-лето" оказываются и существенно дороже — на 20-25%, уточнила в интервью для Страны.Ru гендиректор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова. Кризисные последствия в "модной" отрасли в России проявляются самым парадоксальным образом: на фоне общего падения покупательского спроса и объемов продаж, по данным АПРИМ уменьшившихся к концу прошлого года на 40-50%, здесь, однако, намечается значительное повышение цен на продукцию.

По словам гендиректора АПРИМ, в первую очередь, рост цен обусловлен девальвацией рубля. На сегодня вся отечественная индустрия моды тотально зависит от импорта, так как собственную современную и качественную, на уровне мировых стандартов, фурнитуру, например, или ткани в России попросту не выпускают. И если производство технического текстиля, скажем, для гособоронзаказов еще поддерживается правительством, то производство обычных "гражданских" тканей — нет.

Также на росте издержек ритейлеров сказывается и типичная для сегодняшней России чрезмерная дороговизна аренды в торговых центрах. Здешние арендные расценки и прежде считались запредельными (скажем, в Москве в среднем арендаторы вынуждены платить владельцам торговых центров порядка 2,5-3 тысяч долларов за один квадратный метр в год), а сейчас они и вовсе оказываются неподъемными. И в этой ситуации многие арендодатели приняли решение об очередном повышении арендных платежей, увязав их вдобавок с колебаниями курса доллара.

Как пояснила Сморчкова, в отличие от кризиса 1998 года нынешний пока не сулит ничего хорошего для отечественной модной индустрии. Дефолт 98-го, резко сокративший объемы импорта и сделавший произведенную за рубежом одежду недоступной для большинства россиян, послужил толчком к развитию для многих отечественных производителей.

Сегодня же доля импортной продукции на российских прилавках по-прежнему весьма высока. Да к тому же и производство многих российских брендов перенесено за рубеж, откуда также поступают и все необходимые "комплектующие". А потому кризис сильно ударит по российским модельерам. Многие в итоге окажутся вынуждены свести свою деятельность к обслуживанию VIP-клиентуры в ателье, заморозив запуск новых проектов и раскрутку новых брендов, так как дело это весьма дорогостоящее, а желающих вложить средства в "модные" инвестиции сегодня найти крайне сложно, резюмировала гендиректор АПРИМ.

С тезисом о том, что русские дизайнеры окажутся в более сложном положении, нежели их зарубежные коллеги, согласна и Татьяна Титкова. По ее мнению, сегодня даже достаточно раскрученными отечественными дизайнерами и, в первую очередь, молодыми замаячила угроза банкротства. По мнению экспертов, для российской индустрии моды весь 2009 год окажется провальным.

Правда, к ренессансу вещевых рынков, скажем, и возвращению на них массового покупателя это вряд ли приведет.
Как напомнила Титкова, в последнее время цены на подобных рынках стали не ниже, чем в магазинах, а условия приобретения товара, конечно, остались по-прежнему некомфортными.

Но при этом, как, предположила Сморчкова, многие россиянки вновь усядутся за швейные машинки и достанут спицы — старые добрые изделия под маркой "Сделай сам", подутратившие свою актуальность за последние годы, вновь могут оказаться востребованными. Некоторые активистки "самодельного" сегмента, к примеру, уже озаботились поиском подходящих выкроек, по которым, скажем, можно было бы смастерить оригинальное платьице. Сшитое своими руками изделие обойдется явно дешевле новой вещи от Prada.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar