Спрос на площади в торговых центрах в четвертом квартале 2009 г. сохранился стабильным, а международные ритейлеры продолжали проявлять интерес к розничному рынку России, говорится в отчете компании  Jones Lang LaSalle о рынке торговой недвижимости.

Объем введенных площадей в торговых центрах в четвертом квартале составил 580 000 кв. м, из них большая часть (48%) приходится на Москву: здесь были открыты два крупных торговых центра – «Золотой Вавилон Ростокино» (арендопригодной площадью 170 000 кв. м) и «Город II» (110 000 кв. м). Из крупных объектов, запущенных в региональных городах можно отметить «Сити Молл» в Южно-Сахалинске (41 900 кв. м), «РИО» в Белгороде (28 000 кв. м), первую фазу «МегаМаг» в Ростове-на-Дону (26 000 кв. м), «Джем Молл» в Иркутске (21 000 кв. м).

По данным исследования, большинство новых торговых центров сейчас открываются с высокой долей свободных площадей или поэтапно. Например, «Джем Молл» открылся на 75% пустым; в «МегаМаг» и в «Красной Площади» в Новороссийске отложили открытие развлекательных частей и ресторанов. Поскольку ритейлеры продолжают проявлять осторожность в развитии своих сетей, якорные арендаторы тоже открываются спустя некоторое время (например, «Леруа Мерлен» в «МЕГЕ Омск», «Стокманн» в «Золотом Вавилоне Ростокино»), предпочитая сначала убедиться в успешности торгового центра.

В четвертом квартале прошлого года доля свободных площадей в Москве увеличилась с 7% до 10%. Этот рост был обусловлен низким уровнем заполненности новых торговых центров: «Золотой Вавилон Ростокино» открылся на 40% заполненным, «Город II» – на 60%. При этом наиболее успешные ТЦ, такие как «Европейский», «МЕГА Теплый стан», «МЕГА Химки», по-прежнему заполнены на 100%. В центрах со слабой концепцией и плохой транспортной доступностью пустуют до 15-25% площадей. В Санкт-Петербурге доля свободных площадей увеличилась до 13%, что стало результатом ввода двух проектов («Аура» и «Мебель Холл»), заполненных в среднем на 30%.

Однако аналитики отмечают и позитивную динамику: открытие двух первых магазинов Apple Shop на площадях сети «Белый Ветер Цифровой», магазина одежды португальского Peter Murray по франшизе через партнера в Санкт-Петербурге и Burger King в московском «Метрополисе». При этом наиболее привлекательными для ритейлеров по-прежнему являются столичные торговые центры, где уровень посещаемости сохранился на достаточно высоком уровне.

В отчете Jones Lang LaSalle отмечается растущая динамика доходов населения – по предварительным данным, реальные доходы россиян выросли в 2009 г. на 1,9%. В результате, снижение товарооборота в России продолжает замедляться.

«Наученные горьким опытом, ритейлеры осторожнее подходят к вопросу аренды торговых помещений. С восстановлением потребительского спроса не стоит ожидать «набега» ритейлеров на свободные площади: они, скорее всего, будут фокусироваться на площадях в торговых центрах наивысшего качества», — рассказала Олеся Черданцева, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости компании Jones Lang LaSalle.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments