По сравнению с началом прошлого года, в нынешнем Тольятти сдает позиции по основным социально-экономическим параметрам: строительство, бюджетная обеспеченность, качество жизни, безопасность, инвестиционный климат. И только ритейл дает поводы для оптимизма и позволяет городу быть в лидерах соответствующих рейтингов, констатирует газета "Понедельник".
О том, что в Тольятти некоторый перебор с количеством торговых центров, говорят все. Однако несмотря ни на что они продолжают появляться. Безусловно, самое громкое событие 2008 года в сфере ритейла – открытие гипермаркета METRO. Как будет с посещаемостью и окупаемостью этого торгового гиганта, сегодня сказать сложно, пока же его перспективы туманны. Осенью прошлого года после длительной, впрочем, все еще продолжающейся реконструкции, произошло второе рождение ТЦ "Русь на Волге".
Пожалуй, самым главным разочарованием в сфере розничной торговли стал фальстарт ТРЦ "Мега-IKEA". Строительство гипермаркета площадью 130 тысяч квадратных метров началось в августе 2006 года. Среди арендаторов – "М.Видео", Auchan, Leroy Merlin (магазин строительных материалов), а также ранее не представленные в регионе мировые сети магазинов одежды Zara, Marks & Spencer и другие. Всего более 150 магазинов. Анонсировалось несколько дат открытия ТРЦ – ноябрь 2007 года, август 2008-го, февраль 2009 года. Но открытия ТРЦ так и не произошло и может уже и не произойти. Связано это с проблемами получения разрешительной документации на объект.
Заметно лучше обстоят дела у тольяттинских игроков. В марте открылся третий по площади, после молла "Парк Хаус" и "Руси", ТРЦ "Капитал". Общая площадь мегакомплекса составляет 48 тысяч квадратных метров, его строительство началось еще в 2002 году. Здание расположено в 12 квартале Автозаводского района по улице Дзержинского. Якорными арендаторами "Капитала" станут федеральная продуктовая сеть "Перекресток", сеть бытовой техники и электроники "Эльдорадо" (эти два якоря являются собственниками занимаемых площадей – по 7,5 тысяч квадратных метров), киноплекс на четыре зала ООО "ВЕГА-фильм" и сеть товаров для дома "Уюттера" – бывшая "Чудо-дом".
Буквально перед открытием "Капитала" случилось открытие гипермаркета Castorama. Гипермаркет площадью 12 тысяч квадратных метров расположен рядом с "Парк Хаусом" и является якорным арендатором молла. На тольяттинском рынке конкурентами Castorama будут сетевые компании "Баумаркет", "Мегастрой" и "Старик Хоттабыч".
В целом, вторая линия ритейл-парка "Парк Хауса" подразумевает строительство двух новых магазинов – Castorama и Media Markt, специализирующегося на продаже бытовой электроники. В планах же тольяттинской мэрии организовать на участке за Южным шоссе Автозаводского района торгово-развлекательную зону, куда, помимо уже существующих гипермаркетов METRO Cash & Carry и "Лента", вроде бы и якобы зайдет даже IKEA.
Прочно удерживаются в своей нише и продолжают развиваться среднеразмерные сетевые продуктовые магазины. Местный игрок "Посадский" сумел расширить свое присутствие почти до 70 точек торговли. Ненамного отстает от него и краснодарский сетевик "Магнит". Одновременно с этим не нашли своих покупателей в нашем городе два федеральных гиганта – "Патэрсон" и "Вестер". Они ушли с рынка еще в прошлом году.
Сегодня можно говорить и о полноценной конкуренции в таком формате ритейла, как housekeeping. До 2008 года практически единственным полноценным игроком в этом сегменте была новосибирская сеть супермаркетов товаров для дома и интерьера "Чудо-дом", которая расположилась со своими магазинами в торговых центрах "Аврора" и "Аэрохолл". Прошлой осенью в торговом центре "Русь на Волге" появился еще один участник рынка – магазин "Санта Хаус".
А в начале года продуктовая сеть "Пятерочка" сократила ассортимент на 50%. Сеть "Посадский" пошла на сокращение ассортимента своих товаров на 30%. По мнению аналитиков, данные меры призваны снизить издержки и повысить рентабельность сетей. Сети "Миндаль", "Лента" и "Перекресток", напротив, объявили о снижении цен на наиболее значимые группы товаров в среднем на 30%. Как бы то ни было, в период кризиса покупатели все больше ориентируются на продуктовые рынки. Спрос на данный вид розницы с начала года по разным оценкам вырос на 30-40%. К тому же мэрия Тольятти сейчас организует специализированные ярмарки, где производители могут торговать своими продуктами напрямую, то есть без наценки посредников.