Из-за финансовых проблем российский бизнес готов забыть о накопленном за последнее десятилетие опыте цивилизованной деловой этики. К таким выводам пришла компания «Комкон», опросив 1300 респондентов в городах-миллионниках. Кризис становится универсальным экспресс-объяснением, когда компания не желает расплачиваться со своими партнерами или сотрудниками. Эксперты уверяют, что деловая этика в России хромала и до нынешних неурядиц, просто в трудные времена пренебрежение к обязательствам проявилось в полном объеме. Аналитики не исключают, что бизнес может вернуться к некоторым реалиям лихих 1990-х.

По данным опроса «Комкон» (проводился в марте в рамках ежемесячного проекта «Мониторинг экономического кризиса»), кризис существенно испортил деловой климат в России. Проблемы возникли как в отношениях с партнерами (67% опрошенных столкнулись с задержкой платежей по контрактам), так и с собственными сотрудниками (60% респондентов, потерявших работу в связи с кризисом, признались, что их понуждали увольняться по собственному желанию). В марте с задержкой зарплаты столкнулись треть респондентов.

Гендиректор «Комкона» Елена Конева считает, что несколько месяцев кризиса начинают сметать цивилизованные достижения, накопленные российским бизнесом с 1990-х годов. «Все чаще приходится слышать оборот бизнес-речи: не будем платить — кризис, — рассуждает она. — И это не просто неспособность погасить долги по обязательствам, это становится универсальным экспресс-объяснением. Известны истории, когда составляется список дебиторов, где ставится крестик на тех, кто «не даст отпора».

«Кризис становится неким моральным оправданием, чтобы не платить, — соглашается директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. — Многие крупные компании заинтересованы в выполнении обязательств в первую очередь перед своими акционерами и топ-менеджерами и только потом — перед партнерами и рядовыми сотрудниками». По мнению г-на Белковского, в России отсутствует институт деловой репутации в классическом понимании этого слова. «Репутация рассматривается как пиар-продукт, а не как следствие деятельности корпорации, — говорит он. — Считается, что если о тебе сделали 150 хороших публикаций, то у тебя суперрепутация, а что ты при этом делаешь — неважно».

Гендиректор и контролирующий собственник Valars Group (международный зерновой холдинг) Кирилл Подольский уверен, что и до кризиса деловая этика в России сильно хромала. Кодекс Gafta, по законам которого должен работать рынок зерна, для российского бизнеса всегда оставался неписаным. «Некая практика цивилизованных бизнес-отношений в России сложилась, но деловая этика как была ущербной, так и остается, — сетует он. — Кризис всего лишь сделал этот факт очевидным. На фоне, когда все друг другу не платят и суды в ужасе, так как не успевают обрабатывать взаимные претензии партнеров, проще всего уклоняться».

Гендиректор компании «Открытие-Недвижимость» Александр Вагин уверен, что деловой климат испорчен во многом по объективным причинам. «Это реалии сегодняшнего дня, — считает он. — Бизнес-монстры, которые до недавнего времени не знали, куда вложить средства, сейчас находятся в плачевном состоянии».

Эксперты не исключают, что с дальнейшим развитием кризиса в российский бизнес могут вернуться реалии лихих 1990-х. «Разумеется, это будет не в тех красках, но все негативные стороны российского капитализма — в первую очередь пренебрежение обязательствами — проявятся в полном объеме», — заявил Станислав Белковский.

 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar