Индекс потребительских ожиданий по итогам второго квартала 2009 года, рассчитанный Росстатом, несколько улучшился. После обвала до отрицательных значений с сентября 2008 года он вырос по сравнению с последней оценкой на 3%, хотя его значение по-прежнему отрицательно — минус 32%.
Потребительские ожидания россиян во втором квартале немного улучшились, но по-прежнему находятся глубоко в «отрицательной» зоне: число ожидающих улучшения существенно меньше ожидающих ухудшения ситуации, свидетельствуют данные Росстата, опубликованные вчера. Во втором квартале 2009 года по сравнению с первым индекс поднялся на 3 п. п. и составил минус 32%. Росстат приводит еще сравнительные данные за второй квартал 2008 года, когда значение индекса составило минус 2%. Такой резкий перепад потребительских настроений как в России (снижение в 16 раз) зафиксирован Евростатом в Польше (с минус 1% до минус 29,2%), Австрии (с 1,6% до минус 21,5%), Нидерландах (с 1,4% до минус 14,7%). Положительным значение российского индекса было еще в третьем квартале 2008 года. В четвертом квартале 2008 года оно упало до минус 20% и продолжило падение в январе—марте до минус 35%.
Статведомство ежеквартально опрашивает 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше и подсчитывает индекс потребительской уверенности, который рассчитывается как среднее значение пяти различных индексов и отражает совокупные потребительские ожидания населения. «Положительные сдвиги связаны с относительным повышением доли позитивных оценок ожидаемых через год изменений в экономике и собственного материального положения»,— объясняет квартальные изменения Росстат. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу вырос на 12% и составил минус 15%. Прибавил 11% индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении и составил минус 15%. Индекс происшедших изменений практически не изменился — минус 53%.
Насколько россияне уже прочувствовали кризис на себе, свидетельствует снижение индекса происшедших изменений в личном материальном положении. Он продолжил падать во втором квартале и составил минус 32% против минус 25% в первом квартале 2009 года. Снижение произошло за счет увеличения на 7%, до 58%, доли россиян, которые считают, что их материальное положение ухудшилось. «По мнению респондентов, на ухудшение ситуации повлияло в основном уменьшение размеров их заработка и других доходов (на это указали 73% ответивших отрицательно)»,— поясняет Росстат. За три месяца не изменились индекс благоприятности условий для крупных покупок (минус 45%) и индекс благоприятности условий для сбережений (минус 60%).
Эту группу индексов Росстат рассчитывает с 1998 года, однако, в отличие от ЕС и США, где публикация новостей о динамике подобных индексов способна вызвать краткосрочные колебания глобальных рынков, она непопулярна. Впрочем, экономисты видят в потребиндексах Росстата индикатор ситуации со спросом в отсутствие других данных: «Если индекс является частью исследования домохозяйств, то выборка адекватна, этим данным можно доверять. По динамике реальных доходов трудно определить изменение внутреннего спроса»,— говорит Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в РФ. В инвестбанках, напротив, индексы Росстата доверия не вызывают. Владимир Тихомиров из «Уралсиба» констатирует: «Я для себя отмечаю индекс потребительской уверенности, но на него не ориентируюсь. Я не очень доволен опросными индексами, особенно по РФ. Россия — страна очень неровная в региональном развитии, что негативно отражается на качестве выборки. Это касается не только опросов Росстата — данные таких опросов не совпадают со статистикой».
Тем не менее интерес к опросным индексам Росстата в 2009 году больше. «Последние три-четыре года внутреннее потребление было и остается одним из основных факторов экономического роста,— говорит Сергей Улатов.— Индекс Росстата подтверждает наше предположение о том, что снижение внутреннего спроса будет негативно влиять на темпы роста ВВП».