Современный мир живет в условиях перманентной электронной революции. Сначала до неузнаваемости изменился телефон, набравшись ума и став смартфоном, потом портативный компьютер мутировал в планшет. Теперь дело дошло до ветерана рынка потребительской электроники — телевизора.
Дожить до перемен
В развитии телевизионной индустрии наступил интересный момент. Долгое время она оставалась самым стабильным участком на поле потребительской электроники, самым надежным вложением капитала, неспешно усваивала новые технологии и практически не обращала внимания на соседний сегмент компьютеров при всем сходстве их мониторов с телевизорами. Однако за первое десятилетие XXI века ситуация радикально поменялась: компьютеры и их родственники, все эти смартфоны и планшеты, стали главной потребительской электроникой, а телевизоры вместо прибыли начали приносить убытки. Японская Sony, телетехника которой долгое время была предметом вожделения многих, за прошедшие десять лет потеряла на ней $10 млрд, причем основную часть этой серьезной суммы — в последние три-четыре года. Общие потери Sony в 2011 финансовом году составили $6,4 млрд — в большой степени по вине телевизоров.
Прошлый год вообще оказался провальным в области продаж телетехники. Из-за плохого спроса годовые убытки японской Sharp увеличились с 290 млрд до 380 млрд иен ($4,67 млрд). Panasonic пострадала еще сильнее: объем убытков — $5,3 млрд, грядет реструктуризация и закрытие производства ТВ-дисплеев, в связи с чем компания намерена сократить выпуск телевизоров с 25 млн до 19 млн штук в год.
Эти страшные цифры и тревожные новости говорят не столько о фатальной потере потребительского интереса к телетехнике, сколько о системном кризисе индустрии и указывают на скорые революционные преобразования (некоторые уже начались). Спасительные меры, на которые рассчитывали производители в прошлые годы, оказались паллиативом. Безусловно, публика послушно оживлялась и при появлении HD-телевизоров, и при массовом наплыве 3D-устройств, но ни о каком взрывном росте продаж и долгожданном новом расцвете речи не шло ни в первом, ни во втором случае. Зато в соседнем, компьютерном, сегменте происходило и то и другое, и самые находчивые и незашоренные ТВ-вендоры поняли, что свое счастье им следует искать в пограничных этому сегменту областях.
Выбор цели
Все это не означает, что производители оставили игры с трехмерным изображением, сигналом HD и различными материалами для производства экранов. В области 3D сформировалось два изолированных течения — речь идет о конструкции очков для просмотра. LG продвигает пассивные очки (с поляризованными стеклами) системы Cinema 3D TV: они легкие, выполнены в различных стилях и, главное, недорогие. Стоит упомянуть о бонусе: их можно использовать в большинстве 3D-кинозалов вместо тех, что выдают перед сеансом. Самый известный минус пассивных очков — считается, что картинка, наблюдаемая через них, темновата. Те, кто не желает с этим мириться, выбирают очки затворного типа — активные. В этой области действует несколько компаний, в том числе Samsung, Sony, Panasonic и X6D (бренд Xpand), которые в прошлом августе пообещали выработать в 2012 году единый стандарт потребительских 3D-очков и даже организовали с этой целью консорциум.
Что касается типа экрана, массовый потребитель по-прежнему выбирает из плазмы, жидких кристаллов (LCD) и светодиодов (LED), однако на мировой рынок потихоньку проникают образцы с экранами из органических светодиодов (OLED). Эта технология сильно продвинулась со времени своего коммерческого дебюта в 2008 году (тогда она была представлена 11-дюймовым телевизором Sony XEL-1 за $2,5 тыс.), но основные недостатки по-прежнему при ней. К примеру, OLED-экраны сильно страдают от внешних воздействий, недолговечны (в лучшем случае 20 тыс. часов работы против 60 тыс. у плазменных панелей) и дороги, хотя средняя цена неуклонно снижается. При этом OLED-телевизоры — самые экономичные из всех, самые яркие и контрастные, а заодно самые тонкие (3-6 мм).
Уже очевидно, что технология OLED получит заметное место на рынке, а в обозримом будущем может даже посягнуть на лидерство. По крайней мере, главные локомотивы OLED —корейские компании LG и Samsung — хотели бы именно этого. И уже многого здесь добились. На январской выставке в Лас-Вегасе обе продемонстрировали 55-дюймовые 3D-телевизоры на органических светодиодах, при этом Samsung показывала рабочий прототип, а LG — устройство, готовое к серийному производству. По некоторым данным, 55-дюймовый OLED TV от LG (предполагаемое название модели — 55EM9600) будет выпущен к началу летней Олимпиады в Лондоне, чтобы телезрители, готовые выложить за телевизор $8-10 тыс., смогли насладиться спортивными соревнованиями в режиме Ultra-HD.
Горе от ума
Совершенствование аппаратной части не знает предела, но, как на своем печальном опыте убедились производители, прогресс этих ТВ-технологий на покупательский интерес влияет уже слабо. Потребитель ждет от телевизора превращения в нечто большее — медиацентр, компьютерную систему и игровую приставку, и все это с выходом в интернет. Несмотря на довольно внятный список требований к новому ТВ (Smart TV) публика до сих пор имеет дело с его несовершенными версиями. К тому же каждый игрок на рынке стремится разработать свой собственный стандарт Smart TV. В итоге предлагается не меньше дюжины значимых профильных платформ: своя есть у LG, у Samsung, даже у Google — IT-гигант успешно реализует тематический проект вместе с Sony, Intel и Logitech. Смысл предложения, впрочем, у всех один и тот же: клиент, купив "умный" телевизор, получает доступ к различным приложениям, которые распространяются через спецмагазин, и к сервисам, расположенным в основном в интернете — от YouTube и Google Maps до Skype и социальных сетей. Таким телевизорам нередко требуются более сложные контроллеры, нежели пульт дистанционного управления, некоторые комплектуются тачпадом.
Smart TV развивают серьезные игроки (та же Samsung, к примеру), однако сегмент до сих пор не пережил ни одного Большого события. Таковым, по мнению многих экспертов, должен стать выход на рынок телевизора компании Apple, хотя никакой достоверной информации по этому проекту фактически нет. От Apple ждут такой же революции, какую компания последовательно совершила в области портативных плееров, телефонов и планшетных компьютеров. Самые смелые мечтатели полагают, что Apple выстроит экосистему, в которой айфон, айпэд и ай-ТВ будут гладко работать друг с другом, и на всех устройствах будет голосовой чудо-помощник Siri.
Старожилы ТВ-производства ждут премьеры "яблочного" телевизора как апокалипсиса. Бывший CEO компании Sony сэр Говард Стрингер даже позволил себе пораженческие высказывания — "После выхода телевизора Apple индустрия изменится навсегда", например. По последним данным, проверить, насколько обоснованы эти опасения, можно будет не раньше четвертого квартала 2012 года, когда и выйдет iTV (есть также мнение, что аппарат будет называться iPanel).