До начала кризиса для большинства российских FMCG-сетей характерным был экстенсивный путь развития — компании наращивали количество магазинов, увеличивая капитализацию, не всегда уделяя внимание долгосрочной стратегии работы на рынке. В условиях кризиса экстенсивный рост был затруднен, что приостановило экспансию федеральных компаний и сократило количество сделок M&A. Однако уже в 2010 г. стратегии крупных розничных сетей начали возвращаться к докризисным моделям. При этом средние и небольшие сетевые ритейлеры продолжали придерживаться стратегии снижения издержек, практически не открывая новых магазинов.

Несмотря на улучшение финансовых показателей, LFL-продажи крупнейших ритейлеров были ниже результатов 2009 г., продемонстрировав разнонаправленные тенденции. По данным исследования РБК.research "Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) 2011", LFL-продажи крупных сетей выросли в 2010 г. не более чем на 10%. Это означает, что рост выручки обеспечивался за счет открытия новых магазинов и сделок M&A, при этом показатели эффективности работающей сети были не столь высоки. Кроме того, косвенно это подтверждает тот факт, что развитие сетей по-прежнему идет экстенсивно.

По мнению аналитиков, модель экстенсивного развития имеет довольно много ограничений и снижает показатели компаний в перспективе, особенно это заметно на примере ритейлеров, расширяющихся за счет сделок M&A. Процесс интеграции других компаний становится постоянным, требуя значительного финансирования, при этом падает уровень обслуживания и ассортимента. В будущем российским ритейлерам придется пересмотреть стратегии развития, поскольку экстенсивный рост в условиях постоянного снижения потребительского спроса и низкого уровня доходов будет замедляться.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments