Покупатели предпочитают самостоятельно получать свои заказы из интернет-магазинов и маркетплейсов в постаматах и пунктах выдачи заказов. Сегодня уже 46% онлайн-покупателей выбирают самовывоз, всего 2-3 года назад на этот тип доставки приходилось только 5% отправлений.

Постамат – это автоматизированный терминал, оснащенный интерфейсом, блоком приема банковских карт и наличных средств, ячейками для хранения и выдачи товаров. Сегодня постаматы единственная масштабированная технология, которая позволяет автоматизировать «последнюю милю» — этап получения онлайн-заказа покупателем.

В России на данный момент работает около 7000 постаматов, в США и Европе по 20 тысяч, в Китае за последние 1,5 года установлено около 200 000 постаматов. Прогноз участников российского рынка говорит, что в 2023 году у нас будет работать 20-25 тысяч постаматов, через которые будет проходить 20-25% трафика онлайн-заказов.

История постаматов

В России первый постамат был установлен в 2010 году компанией PickPoint, которая в течение первого года запустила в работу 100 таких терминалов по всем столицам и областным центрам страны. Так появился новый 4-й канал доставки интернет-заказов наряду с почтовым отделениями, курьерскими службами и пунктами выдачи. Чуть позже появилось еще два оператора постаматных сетей: InPost (работал под брендом QIWIPost) и LogiBox, но в 2014-2015 годах они покинули рынок.

На первых порах российские онлайн-продавцы неактивно интегрировали новый канал доставки, тогда как их западные коллеги, вышедшие на наш рынок и знавшие преимущества parcel lockers (постаматов) по опыту работы с DHL, с удовольствием подключали новую сеть к своей доставке и показывали пример остальным. Поэтому уже в 2014 году среди партнеров PickPoint было 90% из ТОП-100 российских онлайн-ритейлеров.

В 2015 году PickPoint договорился с QIWI Group, и на базе платежных терминалов QIWI компании начали создавать сеть компактных постаматов с ограниченным функционалом: оплата только наличными, ячейки небольшого размера. В том же году появился оператор постаматной сети Pulse Express, позднее перешедший под бренд «Халва» и управление СП X5 Retail Group с Совкомбанком.

В 2017 году OZON начал развивать собственную сеть смартбоксов – постаматов, работающих только на выдачу заказов, без оплаты и функции возврата неподошедшего товара.

В России сейчас используются или тестируются несколько типов постаматов. У постаматов PickPoint полный функционал: выдача заказов, прием всех видов оплаты за покупку, возврат неподошедшего товара. Остальные имеют ограниченный набор услуг. Не так давно подразделение компании «Яндекс» — «Яндекс.Маркет» — установило несколько постаматов без интерфейса. Они управляются через мобильное приложение. Это новое пилотное направление в технологиях постаматов, которое рассчитано на продвинутую аудиторию пользователей гаджетами.

Сейчас PickPoint управляет сетью из 5600 постаматов по всей стране: 2000 автоматов под брендом PickPoint, почти 2000 компактных постаматов QIWIBox, а также 1200 постаматами «Халва» и 5Post (проект с X5 Retail Group). В сети OZONBox чуть больше 4500 смартбоксов, а «Яндекс.Маркет» установил 50 терминалов BoxBot.

PickPoint. Как можно заработать на развитии постаматных сетей

Экосистема логистического оператора по доставке онлайн-заказов через постаматы предполагает участие партнеров для масштабирования сети, установки постаматов и открытия новых пунктов выдачи в эффективных локациях.

Установка постаматов. Франчайзи

Партнерами PickPoint по установке постаматов и развитию постаматной сети могут стать предприниматели и арендодатели.

Самый новый формат сотрудничества называется «Франшиза без вложений». Он подходит всем желающим работать с постаматами при минимальных вложениях. Суть в том, что постамат покупать не нужно, PickPoint сам его установит после заключения договора. Партнеру достаточно выбрать экономически правильное место для установки, подписать договор с арендодателем и обеспечить постамат интернетом и электричеством для работы.

За каждый выданный онлайн-заказ PickPoint выплачивает партнеру вознаграждение – 20 рублей.

Если партнер хочет купить постамат, то размер вознаграждения за выдачу одного отправления вырастет с 40 до 64 рублей в зависимости от размеров ячеек и комплектации постамата. Стандартный постамат PickPoint на 82 ячейки, с функциями выдачи и приема отправлений, а также приемом оплаты наличными и картой, стоит около 800 000 рублей.

PickPoint помогает своим партнерам оценить потенциальную эффективность места установки постамата по целому ряду критериев. Нужно, чтобы локация была не только удобна для получателей, то есть располагалась по естественному пути следования, но и обеспечивала высокий уровень сервиса. Постамат должен располагаться на входной группе или в прикассовой зоне магазина. Так о нем быстро узнают местные жители и начнут пользоваться услугами постамата. При расчете эффективности новой точки доставки, PickPoint ориентируется не только на количество жителей, но и учитывает покупательскую активность населения. Поэтому сеть присутствует и в городах-миллионниках, и в населенных пунктах с 5000 жителей.

Основной пул онлайн-доставок через PickPoint приходится на Москву и Московскую область – это 38%. Плюс высокую динамику роста онлайн-трафика демонстрируют ЦФО и СЗФО, все остальные регионы показывают более плавное увеличение объемов трафика. PickPoint максимально быстро развивает сеть в активных регионах, при этом не забывает про всю географию страны: новые постаматы и пункты выдачи заказов появляются ежедневно. 

Арендодателям

Если у магазина, аптеки, бизнес-центра, жилищного комплекса или фитнес-клуба есть 3 квадратных метра свободной площади, при этом здание расположено в удобном месте с высокой проходимостью, PickPoint арендует у него площадь под установку постамата. То есть договаривается о стандартной ежемесячной арендной плате, которая не зависит от количества выданных онлайн-заказов. Размер арендной платы зависит от региона и типа локации.

Доход зависит от места установки

Количество отправлений на одну точку напрямую зависит от места установки постамата. Есть постаматы, на которые приходится по 5000 онлайн-заказов в месяц, а есть точки, в которые набирается не более 50 отправлений. В целом, в Москве живут самые активные онлайн-покупатели и в среднем на один постамат в месяц приходится 2000 отправлений. В городах с населением 100 тысяч+ плотность ежемесячного трафика онлайн-заказов на один постамат составляет от 800 до 1500 отправлений, все зависит от конкретного города и платёжеспособности его населения.

Почему интернет-магазины подключают постаматы

Онлайн-ритейлеры оценивают логистов по своим критериям качества, и хотят видеть решения своих «больных» вопросов: сокращение кассового разрыва и минимизация невостребованных заказов. То есть логист за счет своих сервисов должен влиять на экономические показатели эффективности онлайн-продаж.

Автоматизированные сервисы, с максимальным из существующих набором услуг, решают эти задачи продавцов. У PickPoint индекс удовлетворенности потребителей сервисом находится на уровне 89%. И это при условии, что уникальная база получателей уже составляет 8 млн. человек с ежемесячным приростом +200 000.

В зависимости от сезона, доля доставленных в срок заказов может колебаться от 96% до 99%. Здесь принципиальный момент: покупатель хочет видеть свой заказ именно в то время, когда он его ожидает, не раньше и не позже. В противном случае возникает негатив от покупателя.

По невыкупленным заказам постаматы дают один из лучших показателей на рынке, а именно в среднем 6%. Для категории fashion он равен 11%, для бытовой техники – 4%. Динамика уменьшения этого показателя в среднем за год составляет 0,3%.

Как интернет-магазину подключить доставку PickPoint

Для начала сотрудничества с PickPoint интернет-магазину нужно реализовать на своем сайте возможность выбора удобной точки получения для своих покупателей. Для этого несколько способов:

  • готовый виджет с кастомизацией в соответствии с дизайном сайта
  • получение точек выдачи по API или в любом удобном формате файлов
  • использование модулей интеграционных компаний

Если у онлайн-продавца есть сложности в реализации модуля доставки на своем сайте или на время тестового периода, PickPoint может взять на себя актуализацию выбора точки выдачи по разным параметрам: автоматизированный подбор удобной точки по индексу или через коммуникацию с покупателем.

PickPoint предлагает онлайн-ритейлерами несколько моделей работы и гибкие цепочки подключения в зависимости от требований бизнес-партнера. PickPoint может принимать грузы от онлайн-продавца на складах фулфилмент-операторов, на собственных складах интернет-магазинов, у производителей, дистрибьюторов или в офлайн-магазинах ритейлера.

Среди полезных опций PickPoint предлагает интернет-магазинам cash on delivery и обратную логистику неподошедших товаров.  

Обмен данными по статусам грузов может быть организован самым удобным для интернет-магазинов способом: через ИТ-платформу, личный кабинет, по API либо выгрузкой данных, или PickPoint может предоставлять индивидуальный формат отчетности. 

Как еще можно использовать постамат для своего бизнеса

Постаматы берут на себя функцию универсальной точки взаимодействия между бизнесом и покупателями. PickPoint регулярно разрабатывает и интегрирует новые опции и проводит с продавцами совместные рекламные кампании.

Бизнес-партнеры PickPoint могут резервировать в постаматах ячейки и обмениваться через них корреспонденцией и другими b2b- и b2c-отправлениями.  

Для сектора e-grocery постаматы могут быть дооборудованы специальными холодильными шкафами, и это обеспечит «последнюю милю» для нового направления онлайн-продаж – продаж продуктов питания.

А что еще?

Постамат – это гаджет, и как у любого гаджета его функции и возможности могут регулярно меняться. То есть через полгода постамат может стать совсем другим.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.


avatar
  Подписаться  
Уведомлять о