Производство ПК в России сократилось почти на две трети. Зарубежные производители пострадали в меньшей степени, понемногу отвоевывая продажи у местных игроков.

Оценки удручают. По данным Центра макроэкономического анализа и крат­ко­сроч­но­го прогнозирования (ЦМАКП), производство вычислительной техники и офисного оборудования в первом квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2008 года упало на 62%. Объемы производства ПК и в России, и за рубежом зависят не столько от производственных мощностей, сколько от объема заказов дистрибьюторов. Последние, в свою очередь, ориентируются на объемы продаж. Реакция производителей идет по обратной цепочке с некоторым запозданием. Этим объясняются полные склады в IV квартале – аккурат в разгар кризиса. Объемы продаж третьего квартала укладывались в устойчивый тренд роста (+40% до 3,19 млн ПК). «В кризис мы вошли с огромными запасами, рассчитывая на самый высокий сезон очень удачного года, – рассказывает генеральный директор компании «К-Системс» (торговая марка Irbis) Эдуард Воронецкий. – С их последующей распродажей связаны большие финансовые потери». Артур Вей, генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в России и странах СНГ, оценивает складские запасы ноутбуков в России на ноябрь 2008 года более чем в 300 тыс. штук. Производственные планы скорректировались только в IV квартале. Теперь «К-Системс» старается поддерживать почти нулевые складские запасы, комплектующие закупаются только под конкретные продажи и планы. «Наши складские запасы сейчас не превышают 3 тыс. штук, оборачиваемость складов в зависимости от сезона составляет от недели до месяца», – рассказывает Артур Вей.

Гражданство. Первая пятерка брэндов российского рынка ПК (включая настольные компьютеры и ноутбуки) выглядит далеко не патриотично: Acer, Asus, HP, Toshiba и Dell (в порядке убывания объемов продаж). Причем, по мнению IDC, в 2008 году зарубежные поставщики отвоевали 4% сегмента настольных компьютеров у отечественных сборщиков. И во время кризиса эта тенденция только усилится. Быстрорастущий сегмент ноутбуков местные игроки давно уже проиграли, хотя удерживали позиции на стагнирующем рынке настольных ПК благодаря спросу со стороны государства и частично корпоративным закупкам. Однако кризис, развернувшийся во второй половине 2008 года, заставил пересмотреть IT-бюджеты на 2009‑й. Обновление парков компьютерного оборудования приостановлено. В результате спрос на десктопы упал. По данным Gartner, в первом квартале поставки ПК для российского корпоративного сектора снизились на 49% год-к-году до отметки в 914 тыс. штук. Для частного пользователя – на 39% до 314 тыс. штук.

На фоне возросшей конкуренции производителей пока выигрывают ноутбуки. По данным ITResearch, продажи ноутбуков в первом квартале упали меньше, чем настольных моделей, – на 30 и 40% соответственно. Казалось бы, при одних и тех же технических характеристиках переносные компьютеры дороже настольных. Однако спрос частных покупателей просто мигрировал в сторону более дешевых, хоть и менее функциональных моделей. Наибольший рост показывают нетбуки (облегченные недорогие ноутбуки). Здесь Россия идет в русле мирового тренда: по оценке Gartner, объем продаж мобильных ПК в мире в 2009 году вырастет на 9% до 156 млн штук в основном за счет нетбуков. Но поскольку их рыночная доля не превышает 8%, общий спад спроса на ПК они компенсировать не могут. Немногие корпоративные покупатели, продолжившие приобретать ПК, перенесли внимание на портативные модели вслед за частниками. «Компании приобретают ноутбуки не только как мобильное устройство, но и для установки в качестве ста­цио­нар­ных рабочих мест, – говорит Михаил Заскалет, генеральный менеджер компании Dell в России. – Рассчитываем, что эта тенденция сохранится в обозримом будущем».
Однако Эдуард Воронецкий считает, что продажи настольных ПК и ноутбуков в 2009 году сократятся одинаково – на 50%. Рост покажут лишь наиболее экономичные решения. «Продажи нетбуков увеличатся на 30%, «тонких» клиентов – на 15%», – говорит он, отказываясь ставить крест на стационарных моделях. Старший эксперт ITResearch Дмитрий Шульгин также полагает, что в скором времени прои­зой­дет усиление позиций десктопов: корпоративные IT-бюджеты постепенно размораживаются.

Неравные условия. Помимо предпочтений потребителей, существует ряд других причин, по которым зарубежные поставщики чувствуют себя лучше отечественных игроков. Первая – поддержка со стороны государства. «Как ни странно, им помогает даже наше правительство, – отмечает Эдуард Воронецкий. – Взимается пошлина с комплектующих, из которых российские производители собирают ПК. Но готовые компьютеры, ввозящиеся в Россию, пошлиной не облагаются». «Правительством установлена нулевая ставка таможенной пош­ли­ны для компьютеров. В то же время с компьютерных комплектующих, например микропроцессоров, модулей памяти, при ввозе взимается до 10% их стоимости, – поясняет Антон Шишкин, менеджер отдела консультационных услуг в области косвенного налогообложения PricewaterhouseCoopers. – В таких условиях импортерам более выгодно ввозить готовые компьютеры, нежели комплектующие для их сборки».

Вторая причина – доступность финансирования. Пользуясь дешевизной заемных денег, зарубежные производители «спонсируют» локальных парт­не­ров, тем самым стимулируя закупки. «Чтобы не только поддержать, но и нарастить объемы продаж в России (на 2009 год запланировано увеличение в два раза – «Ф.»), Lenovo кредитует всех своих парт­не­ров. Причем если в 2008 году предлагалось исключительно продуктовое кредитование, то в 2009 году – финансовое», – рассказывает Артур Вэй. Получая кредит под 5% годовых, можно позволить себе перекредитовывать российских партнеров под 15%. Для отечественного производителя подобная схема стимулирования спроса недоступна: ему банки предлагают кредитование под 25%.

По мнению ведущего аналитика IDC по рынкам серверов и СХД Александра Загнетко, проблемы с получением новых кредитов и рефинансированием старых поставили под угрозу бизнес многих российских игроков. А серьезный спад платежеспособного спроса со стороны корпоративных заказчиков и населения, на фоне слабой дилерской и дистрибьюторской политики поставщиков ПК, привели к серьезному обвалу на этом рынке. «По итогам 2009 года подавляющее большинство отечественных брэндов, несомненно, объявят о значительном сокращении объемов реализованной продукции по отношению к 2008 году», – предсказывает он.
Но российские сборщики сложа руки все же не сидят. Formoza видит выход в формировании собственной розницы. За март–май 2009 года компания открыла три фирменных магазина в Краснодарском крае, доведя их число до 14 штук. Президент Formoza Сергей Капитонов пояснил «Ф.» логику такого развития: из-за снижения кредитных возможностей покупатель начинает вкладывать в покупку свои, а не заемные средства. В свою очередь, это вынуждает его более требовательно выбирать и товар, и место покупки. А кто как не фирменные магазины производителя может предложить более низкие цены на оборудование и сервис?

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments