Культура (и организационная культура, в частности) — это своеобразный социальный клей. Общий язык, общие ценности, общие правила поведения снижают неопределенность при взаимодействии людей.
Не последнюю роль в любой культуре играют ритуалы, т. е. действия, не имеющие утилитарного значения. Ритуалы упрощают социальное поведение, закрепляют общественные традиции и моральные нормы, стабилизируют общество.
Учитывая, что российский бизнес существует уже не один год, можно было бы предполагать, что здесь уже сложились многочисленные организационные ритуалы. Однако это не так. За исключением корпоративов, к ритуалам можно отнести, например, заседания правления в банках, акционерные собрания, да и то лишь отчасти.
Мы строим другое общество, следовательно, должны существовать и новые ритуалы, формирующие новые общественные ценности и социальную общность на их основе, но ничего такого не появилось. Инаугурация президента напоминает восшествие на престол, а военные парады на Красной площади повторяют советские образцы. Хуже всего то, что общество разделено на отдельные страты, в каждой из которых существуют свои, присущие только им ритуалы, а вот общероссийских нет до сих пор.
Светская жизнь новой буржуазии и крупного чиновничества, клубная жизнь молодежи, традиционные праздники их родителей, бабушек и дедушек создают общество без общих ритуалов, а следовательно, без чувства единства. То же самое происходит и в бизнес-организациях.
В каждом департаменте формируются свои ритуалы. Где-то справляют дни рождения, в других по субботам играют в футбол, в третьих ездят в походы или на рыбалки. Почти не встречаются более-менее крупные организации с общими ритуалами. Скорее приходится сталкиваться с постоянными оппозициями департаментов; закупка против продаж, производство против всех, вечно виноватые логисты и айтишники и т. п. Совершенно отдельно от всех почти всегда фигура хозяина. Он практически никогда не участвует в ритуалах, а если участвует, то очень отстраненно и по-барски. Руководитель обязан быть участником ритуала. Более того, именно он задает те ценности, символом которых является ритуал.
Я вспоминаю одну из самых грубых ошибок своей консультационной практики. Руководитель и хозяин бурно развивающейся российской компании столкнулся с типичной проблемой: у него физически не хватало времени даже на обязательные переговоры. Когда мы с ним просто посчитали, сколько времени в году при 14-часовом рабочем дне ему нужно для руководства бизнесом, то получилось более 400 дней. Стало понятно, что без заместителей не обойтись. Мы подробно описали, какими должны быть пол, возраст, опыт, профессиональные компетенции этих людей. Через несколько месяцев хозяин позвонил и сообщил, что за это время было принято на испытательный срок более десятка кандидатов, но никто не подошел.
Пришлось вернуться в организацию, и быстро выяснилось, что ни на одного кандидата у хозяина не нашлось времени для близкого знакомства. Каждый новый сотрудник ждал, когда хозяин введет его в организацию, познакомит с особенностями бизнеса и т. п. Но этого не происходило. Я как консультант не учел необходимость ритуала инициации. Без ритуала инициации, т. е. знакомства с организацией, новому человеку в организации работать невозможно. Пришлось объясняться с заказчиком. Ничего не поделаешь: если хочешь сэкономить время, сначала его придется потратить.
Без ритуала интеграции новых людей в сложившуюся организацию, особенно на топ-позиции, конфликт «старых бойцов» и новичков создаст массу организационных проблем.
Создание подобных ритуалов в организации не требует дополнительного бюджета, так что есть надежда, что собственники этим займутся.