Выстраивая отношения с окружающими, люди используют одну из двух презумпций: 1) человек хороший, пока не докажет обратное; 2) человек негодяй, пока не докажет обратное.
В моем опыте не было ни одной организации, где бы хорошие отношения не были самыми приоритетными в ряду других организационных факторов. В то же время вторая презумпция характерна для подавляющего большинства моих клиентов.
Конфликты с партнерами, друзьями и родственниками случаются практически всегда, если есть совместный бизнес. Компании, основанные друзьями, редко живут долго и бесконфликтно. Многие бизнесмены пытаются так организовать партнерство, чтобы вся власть была у одного, а остальные могли рассчитывать только на долю прибыли. Тем не менее часто бизнесмены, не доверяя новым людям, трепетно относятся к «проверенным бойцам», т. е. людям, доказавшим преданность. Иными словами, в одной организации сосуществуют две стратегии, основанные на двух разных презумпциях. Первая развивается по отношению к узкой группе людей, вторая — по отношению к остальным. Именно на порядочности вырос российский рынок, потому что ни на законодательство, ни на судебные механизмы он не мог опираться.
Высокие требования к порядочности партнера сегодня выступают тормозом развития бизнеса и менеджмента. Растущим компаниям нужно много людей. Чтобы руководитель мог им доверять, с ними надо «пуд соли съесть». То есть создать условия для того, чтобы они могли проявить лояльность. Поскольку организовать такую проверку в реальной компании сложно, возникает хорошо известный конфликт старых и новых сотрудников. И он неизбежен, пока бизнес будет опираться на моральные качества людей, а не на профессионализм.
Если «презумпция негодяя» оказалась более эффективной стратегией, значит, в среде отсутствует нечто, что позволило бы от нее отказаться. Похоже, дело в отсутствии механизмов взаимных гарантий. Наемный сотрудник не защищен от произвола руководителя, и наоборот. Гарантии подменяются отношениями. И хуже всего в такой оргкультуре приходится менеджменту: его язык и инструменты пришли из реальности, где вопрос с гарантиями решен. Менеджмент опирается на профессиональные качества людей и предполагает, что нарушения моральных норм относятся либо к сфере коллективного договора или контрактных обязательств, либо к сфере уголовного права. Все мы на рынке «товары» и должны продавать сначала результат труда, а к нему в придачу лояльность, а не наоборот.
А еще «презумпция негодяя» — дорогое удовольствие. Недоверие приводит к сверхрасходам на контроль, огромным службам безопасности и т. п. Все это снижает и так не слишком высокую производительность труда и конкурентоспособность бизнеса. Введение более совершенных законов не сможет поменять культурные стереотипы мгновенно. Зато позволит сократить расходы.