Мои любимые клиенты в прошлой жизни были студентами, военными, учителями, врачами… Родились и выросли в обычных советских семьях среднего достатка, и ни один никаких преференций на старте бизнеса не имел. Общее между ними — трудоспособность, нешаблонное мышление, целеустремленность, умение принимать на себя риски. Серьезным испытанием для них стали первые большие деньги. Интересно, что никто не потратил их сразу, скачком изменив образ жизни. Квартиры, машины, дома приобретались постепенно. Но в главном — в отношении к людям и к себе — никаких принципиальных изменений не произошло.

В определенный момент консультационного процесса происходит работа с целями собственника. Цели бывают разные, но среди них всегда есть цель — достигать и удерживать себя в некотором психологическом состоянии, которое можно условно назвать «Я — власть».

Поясню: в русских сказках Иван-дурак только с помощью чудес мог получить царевну в жены, полцарства и власть. Это я к тому, что в России нет рационального способа обрести власть. Более того, власть в России больше, чем право управлять некоторым количеством людей. Власть ценна и важна сама по себе — как мерило личного успеха. Чем более неопределенной является внешняя по отношению к организации среда — а в России среда всегда неопределенная, — тем большее значение приобретает власть как возможность создать личную зону определенности в океане хаоса.

Создавая и развивая бизнесы, зарабатывая деньги, собственники в России заодно почувствовали вкус власти и далеко еще не наелись. При этом понятия «власть» и «менеджмент» в России тождественны. Власть понимается здесь как нечто тотальное, безграничное и безответственное. Понятие менеджмента пришло к нам из другого мира и предполагает жестко оговоренные границы властных полномочий, согласование этих границ с подчиненными, взаимные гарантии и плату за нарушение принятых взаимных обязательств.

Российский же бизнесмен, обладающий властью, искренне не предполагает наличия личных интересов у подчиненных, нет никаких установленных правил для «властителя». Хозяин на совещании может нарисовать цветочек и потребовать от менеджеров, чтобы у него в организации «так было». Может не принимать на работу женщин, «потому что они должны сидеть дома на кухне», или мужчин, «потому что в курятнике должен быть один петух».

Однако реальность бизнеса жестко противостоит такому поведению. Если бизнес растет и развивается, у собственника кончается время для осуществления властных полномочий. Если бизнес раскинулся на тысячи километров и в нем трудятся тысячи человек, хозяин физически не может «владеть и править» каждым сотрудником и в каждой точке. Бизнес — это игра про деньги. Чем больше в организации денег и людей, тем меньше власти у собственника. Хочешь денег — отказывайся от власти и строй систему управления, хочешь власти — получишь ее в лавочке на рынке.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments