В декабре заглянул в крупный российский банк, с которым я работаю. Сотрудники спросили меня: «Вот вы развиваете розничный проект. Не боитесь ли кризиса?». После чего мы с ними полчаса беседовали о «второй волне». В ходе этого обмена мнениями я в своей традиционной манере высказал несколько парадоксальное мнение. Готов поделиться им с читателями iBusiness.

Начну с того, что кризис 1998 года оказался полезным для бизнеса, причем абсолютно во всех смыслах. Этот кризис вымел с рынка неправильных людей и неправильные компании, в результате чего стало куда меньше лодырей и бездельников — тех, кто не в состоянии заниматься бизнесом эффективно.

Кто остался на плаву? Те, у кого крепкие нервы. Те, кто готов «пахать». Те, кто умеет работать с небольшой маржей, на низком спросе и, тем не менее, строить успешный прибыльный бизнес, а не гнаться за фантастическими «четырьмя концами». В итоге многие успешные компании, которые крепко стоят сегодня на ногах, опираются именно на опыт 1998 года. Предприниматели научились искусству выживания в сложных экономических условиях, освоили навыки выстраивания более устойчивых и эффективных структур управления, правильной экономики бизнеса и прочим полезным вещам.

В этом смысле кризис 2008-2009 года оказался менее полезным, хотя и достаточно важным уроком. Он слишком быстро перешел в спокойную фазу. Сначала все испугались, но и только. А вскоре успокоились.

В России, как известно, отсутствует целый ряд факторов, которые могли бы способствовать улучшению деловой среды, повышению качества бизнеса. У нас недостаточно развита конкуренция, мало сильных игроков, а о равенстве возможностей остается только мечтать. Список этот можно продолжать долго. Да, впрочем, он всем известен. Вот почему я утверждаю: в России главным «очищающим средством» для бизнеса являются именно кризисы.

Несмотря на то, что кризис 2008-2009 годов оказался для многих отраслей довольно мягким, кое-кто все-таки получил в дневнике справедливые оценки. В частности, «первая волна» снесла все неэффективные строительные бизнесы. И вот это как раз хороший урок. Не только для «строителей», а для всех предпринимателей и инвесторов.

Со строительными компаниями вообще получилась прелюбопытная история. Глядя на происходящее, я очень удивлялся. Вот строительная компания возводит и продает объекты. Да, она пользуется длинными кредитами. Но когда объект закончен, он продается. И в компанию приходит куча денег (а за десять лет было построено очень много). По-хорошему, частные строительные компании должны быть самыми богатыми в стране. Но когда пришел кризис 2008-2009 года, выяснилось: у них нет капитала, нет залогов, нет ничего.

Где деньги? Мне очень бы хотелось это понять. Я не претендую на них, у меня есть свои. Я просто хочу понимать, куда девались деньги. Все те, что строительные компании заработали за предшествующие «жирные» годы.

По-хорошему, ситуация должна была выглядеть иначе. Исчезла возможность продления кредита? Так выньте деньги из-под подушки! Достройте объект, продайте его и, если хотите, — положите деньги опять под подушку. Или под матрац, если вам так больше нравится.

Но так не поступила, судя по всему, ни одна из строительных компаний. Так какие выводы можно сделать? Либо проели, либо пропили, либо построили совсем уж неэффективный бизнес. Впрочем, для нас сейчас важнее итог. У этих ребят не оказалось достаточных средств и их выгнали с рынка.

После многочисленных скандалов с туристическими компаниями от операторов теперь требуется предоставление банковских гарантий. Чтобы было из чего возвращать деньги обманутым клиентам. Но почему на государственном уровне своевременно не было принято такое же требование применительно к строительными компаниям? В итоге — ни резервирования средств, ни гарантий, ни страховок. Хотя, казалось бы, на рынке недвижимости это куда более необходимое условие ведения бизнеса, чем для туроператоров. А главное, появился бы индикатор, позволяющий хоть как-то оценивать капитализацию строительных компаний. И можно было бы говорить хотя бы о каких-то гарантиях. А так — ни гарантий, ни капитала.

Кризисы в нашей стране нужны для очищения бизнеса. Слишком жесткий способ? Мне кажется, вполне нормальный. Учитывая, что многих других инструментов оздоровления рынков и бизнес-среды в России пока нет.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar