Компания «Евросеть» представила аналитический отчет о работе российского розничного рынка сотового ритейла в 2009 г.
По оценкам специалистов компании «Евросеть», рынок сотовых телефонов в РФ в 2009 г. составил 26,2 млн. шт.. Это на 27% меньше, чем количество продаж сотовых телефонов в 2008 г. В 2009 г. в Россию было ввезено порядка 27,4 млн шт. сотовых телефонов. Остатки сезона 2009 — 2010 г.г. больше остатков 2008-2009 г.г. на 1,2 млн шт. аппаратов.
Падение рынка началось с начала года. «От значительного провала в январе рынок был спасен активным спросом потребителей импортных товаров в ожидании роста курса доллара и розничных цен. Дальнейшее падение связано с экономическими факторами, снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений. Дно рынок нащупал только в мае-июне, провалившись на 40% относительно показателей мая 2008 г.», — сказано в исследовании.
В процессе оптимизации розничной сети крупными ритейлерами, банкротства и ухода с рынка средних и мелких игроков было закрыто порядка 5 000 салонов связи. По данным «Евросети», общее количество магазинов, продающих мобильные телефоны, на конец 2009 г. составило порядка 15 000 точек. Таким образом, из –за сокращения количества салонов связи, падение продаж на один работающий магазин составило 12% при падении рынка на 27%.
Средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила $157, что на 24% ниже показателя 2008 г. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 4990 руб., что всего на 4% ниже показателя прошлого года.
Емкость рынка составила $4,1 млрд., что на 45% ниже объема рынка 2008 г., в российской валюте – этот показатель на 30% ниже прошлогоднего — 131 млрд. руб.
Структура рынка в течение года менялась как по вендорам, так и по ценовым сегментам. «По мере падения реальных доходов населения увеличивался спрос на бюджетный сегмент сотовых телефонов. Производители увеличили поставки недорогих моделей», — говорят исследователи «Евросет».
Доля телефонов с розничной стоимостью менее 2000 руб. выросла в штучном измерении с 24% в начале года до 41-42% в четвертом квартале. Доля дорогих моделей, предлагаемых по цене от 10 000 рубл., снизилась в два раза в штучном измерении – с 10% до 5%.
Компания Nokia, сделав акцент на бюджетном сегменте, увеличила свою долю с 35% в 2008 г. до 37-38% к концу 2009 г.. При этом средняя ценник марки в рублях снизился на 18% по сравнению с данными 2008 г.
Компания Samsung так же среагировала на изменение спроса, увеличив предложение недорогих телефонов и снизив среднюю стоимость розничных продаж на 15%.
Прорывом года в «Евросети» считают считать компанию LG, сумевшую в два раза увеличить долю в количественных продажах, а так же увеличить средний ценник розничных продаж на 7-8%.
Компания Sony-Ericsson уступила позицию в ТОП-3 вендоров компании LG, потеряв более 10 пунктов рынка. Предложив несколько новинок в дорогом сегменте, компанияпоказала максимальный рост средней стоимости продаж – более чем на 15%.
Доля прочих игроков рынка сократилась почти в два раза и составила к концу года не более 9% рынка.
Влияние кризиса на региональные рынки так же было разнонаправленным. Наименьшее падение рынка, по оценкам ритейлера, произошло в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшее – на рынках Урала, Сибири и Поволжья. При этом на рынках центральной части России средняя стоимость проданного в розницу сотового телефона выросла по сравнению с показателем 2008 г. на 5-6%.
В 2010 г. «Евросеть» прогнозирует 10-11% рост рынка сотового ритейла благодаря восстановлению экономики и восстановлению отложенного спроса, а средняя стоимость телефона увеличится на 4-5%.По оценке компании, отложенные покупки за период с 4 квартала 2008 по 4 квартал 2009 г. составляют 13-14 млн. телефонов.
По оценке «Евросети», по итогам 2009 г. ритейлер занимает треть рынка сотового ритейла.