Посещаемость столичных торговых центров начала расти впервые за последние два года, покупатели постепенно адаптируются к новым экономическим реалиям. Чтобы увеличить оборот и вернуть распуганных кризисом клиентов, многие ритейлеры готовы жертвовать рентабельностью, которая в некоторых случаях оказывается близка к нулю.
На пятнадцатой неделе этого года (11-17 апреля) Shopping Index, отражающий динамику посещаемости торговых центров, превысил аналогичный показатель прошлого года на 9,3%, позапрошлого — на 0,7%. Об этом свидетельствуют данные компании Watcom. За два минувших года индекс впервые оказался выше уровня 2014-го вне праздничной недели, уточняют аналитики.
Трафик московских торговых центров начал падать на фоне девальвации рубля и ухудшения международной обстановки летом 2014 года. К концу 2015-го рынок достиг дна: посещаемость упала на 20%, доходы ритейлеров сократились на треть, продажи не увеличивались даже в период новогодних праздников. Первые признаки роста появились вначале этого года, но до сих пор речь шла только об увеличении числа посетителей на предпраздничных неделях, предшествовавших 14 и 23 Февраля, 8 Марта.
Директор по консалтингу GVA Sawyer Марианна Романовская считает, что говорить о том, что худшие времена позади, еще рано. По ее мнению, для этого Shopping Index должен показать положительную динамику на протяжении более длительного времени. Другие выводы делает директор по управлению BlackStone Keeping Company Ольга Штода, по оценкам которой товарооборот ритейлеров фешен-индустрии значительно вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но маржинальность бизнеса сократилась: в случае некоторых магазинов она даже равна нулю. С этим соглашаются и сами ритейлеры. Так, совладелец "Лаш Раша" (парфюмерный бренд Lush) Дмитрий Азаров указывает на то, что в расположенных в торговых центрах магазинах сети в последние три месяца стал заметен рост числа покупателей впервые после длительного падения. По его словам, можно говорить и об увеличении числа реальных сделок, хотя средний чек за последний год при этом не изменился. В магазинах Inventive Retail Group (re:Store’ Samsung, Sony, Lego, Nike и др.) трафик по итогам первого квартала вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а размер среднего чека увеличился в 2,5 раза.
Согласно данным Росстата, в марте общий оборот розничной торговли по-прежнему демонстрировал снижение — минус 5,8% (до 2,25 трлн руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Реальные располагаемые денежные доходы населения в марте снизились на 1,8% в годовом выражении после падения на 4,5% в феврале и на 5,5% в январе. В целом за первый квартал 2016 года доходы в реальном выражении снизились на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Консультанты сходятся во мнении, что посещение торговых центров чаще становится для покупателей формой досуга. "Если раньше была опция недорогого выездного туризма, покупок за границей, то теперь такой возможности нет",— рассуждает госпожа Романовская. Госпожа Штода добавляет, что посещаемость расположенных в торговых центрах кинотеатров за год выросла на 30%. Одновременно, по ее словам, значительно увеличились число клиентов фудкортов и оборот расположенных здесь ресторанов. "Если экономическая ситуация в стране не будет подвергаться каким-либо резким скачкам, то небольшой рост продолжится, люди быстро адаптируются к текущей экономической ситуации",— предполагает она.
Консультанты, работающие на рынке недвижимости, делают пока более осторожные прогнозы: доля пустующих помещений по-прежнему сильно зависит от количества выведенных на рынок новых объектов. Согласно оценкам Colliers International, уровень вакантных площадей сейчас составляет 8%. По словам управляющего партнера компании Николая Казанского, торговые центры, открывшиеся в 2014-2015 годах, с высокой долей свободных помещений тоже постепенно заполняются. Так, вакантность в ТРЦ Columbus оценивается в 8%, "Авиапарке" — в 9%, Центральном детском магазине на Лубянке — в 4%, указывает он.