Главная тенденция конца прошлого и начала этого года в том, что потребители опять начали активно закупать товары именно в магазинах самообслуживания. Руководители магазинов, работающих в форматах супермаркетов и дискаунтеров, отмечают, что количество чеков и стоимость среднего чека значительно увеличилась. Однако качество обслуживания, состояние складских и торговых помещений, ассортимент магазинов самообслуживания оставляют желать лучшего.
Главная беда почти всех супермаркетов — товарная матрица. Как считают эксперты продуктового ретейла, в Приморском крае всего у нескольких предприятий торговли есть таковая. Ассортиментная или товарная матрица — это список номенклатурных позиций, утвержденных для обязательной продажи конкретному клиенту. Ассортиментная матрица создается с учетом формата и расположения клиента. Считается, что товарная матрица есть в отдельных супермаркетах сети «Парус», «Вл-Март». Как рассказал «ЗР» в неофициальном разговоре один из бывших руководителей крупной розничной сети, большинство супермаркетов и дискаунтеров на территории Приморского края далеки от создания нормальной товарной матрицы. «Многие потребители, наверное, отмечали, что порой при посещении супермаркета и дискаунтера, несмотря на обилие товаров, купить нечего, — говорит один из экспертов. — Целевая аудитория этих магазинов приходит купить товары по минимальной цене, но даже она отмечает, что сделать комплексную покупку практически невозможно».
Скудость ассортимента можно отметить почти во всех супермаркетах. Многие потребители отмечают, что ассортимент придомовых маркетов практически не дает выбора молочной продукции, фруктов, овощей, мяса и рыбы. Даже хлебные отделы оставляют желать лучшего. Зато выбор алкоголя и снеков всегда широк. Еще один большой минус — это почти полное отсутствие непродовольственных товаров.
«Сегодня немногие супермаркеты готовы удовлетворить все запросы своих клиентов. На западе магазины работают в четких форматах. У нас в Приморье каждый магазин выстраивает ассортимент исключительно под своих покупателей. Поэтому естественно, что ассортимент супермаркета в Партизанке будет отличаться от ассортимента супермаркета во Владивостоке. Качество ассортимента необходимо постоянно отслеживать. У нас в гипермаркете «ВЛ-Март» 24 тысячи наименований, мы постоянно обновляем и «чистим» ассортимент. Критерий попаданий на полку очень прост — это продажи. Хорошо продается товар, мы его оставляем. Плохо — убираем. Анализ делается на основе программы, поэтому это не так сложно. Если товар новый, то даем три месяца на «покорение» потребителей и потом принимаем решение, оставить его или нет», — рассказывает директор ООО «ВЛ-Март» Анна ВЕЛЬГАН.
В сети супермаркетов «Парус» также подчеркнули, что есть базовый ассортимент товаров, однако в каждом супермаркете будут свои особенности ассортимента. Зато стандарты обслуживания и ценовая политика едины.
Запах ароматной выпечки — фирменная изюминка супермаркетов «Фрэш-25». Собственные пекарни были установлены почти во всех торговых точках сразу после того, как сеть приобрела нового владельца. Однако многие опрошенные эксперты считают, что качество обслуживания оставляет желать лучшего, как и ассортимент отдельных супермаркетов. Многие представители розничных сетей в неофициальной беседе признаются, что стремительное развитие их коллег по цеху, приводит к провалам в работе с персоналом. «При положенных 12 работниках в супермаркете может работать 6 человек, в лучшем случае. На них взваливают помимо своих отделов еще и «брошенные», при всем этом продавцов привязывают к кассе. Естественно, что уследить за ассортиментом становится практически невозможно. Часто товар реализуется с истекшим сроком годности, а когда покупатель приходит к кассе, особенно в час пик, то там работает всего одна или две. В итоге у кассы очередь в 10 человек. Ассортимент также своеобразный», — рассказывает один из экспертов.
Еще одна болевая точка супермаркетов и дискаунтеров – это стремление отвести под торговые площади покупательское пространство. Паллеты, стояки, прилавки уже давно забирают у покупателей их пространство. В итоге во многих супермаркетах проходы сузились настолько, что двое покупателей с тележками уже не могут разъехаться. Однако большинство директоров магазинов закрывают на это глаза, так как в среднем один квадратный метр приносит супермаркету 30 тысяч дохода. Поэтому не стоит удивляться, что в погоне за прибылью, руководство предприятий торговли порой забывает о простых потребителях своих клиентах.