Потребительские настроения в конце прошлого года, несмотря на новогодние праздники, ухудшились, сообщили вчера в исследовательской компании GfK Ukraine. Это отрицательно сказалось на доходах розничных операторов. Снижение продаж зафиксировали продуктовые и одежные ритейлеры. В сетях бытовой техники и электроники отметили, что в декабре не наблюдали сокращение продаж, но не было и их всплеска. В январе все розничные операторы заявили, что с середины месяца продажи резко снизились.
В декабре индекс потребительских настроений снизился после периода двухмесячной стабильности, говорится в сообщении исследовательской компании GfK Ukraine. Падение декабря к ноябрю составило 5,2 процентных пункта. Наибольшее снижение этого показателя наблюдалось в центральных и западных областях. А среди групп граждан — у тех, чьи доходы оказались ниже среднего, что могло быть связано с задержкой части бюджетных выплат и зарплат.
Ухудшение потребительских настроений сказалось на сокращении затрат населения при совершении покупок, отмечают участники розничного рынка. "Продажи в нашей сети в декабре 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года снизились на 5-6%",— рассказывает совладелец компании Maratex Дмитрий Ермоленко. Президент ассоциации ритейлеров Олег Кручинин говорит, что падение было неожиданным для операторов одежного и обувного рынка. "Резкое снижение продаж наблюдалось до середины декабря, после этого они начали выравниваться",— отметил он. Директор по закупкам сети "Фуршет" Павел Шибаев заявил, что в их магазинах продажи в декабре были ниже ожидаемых. В розничных сетях по продаже бытовой техники и электроники снижение своих доходов не зафиксировали. "Падение продаж мы не наблюдали. Темпы роста остались на уровне декабря прошлого года",— говорит совладелец "Фокстрот. Техника для дома" Валерий Маковецкий. По словам главы правления DiaWest Анатолия Балюка, в его сети продажи выросли, что является традиционным показателем для декабря.
Снижение индекса потребительских настроений в декабре связано с тенденцией к постепенному замедлению темпов роста показателей внутреннего спроса, считают в GfK Ukraine. В частности, речь идет о доходах граждан и объемах розничного товарооборота в Украине. По данным Госстата, в I квартале 2013 года рост доходов населения составил 7,3% к аналогичному периоду 2012 года, во II квартале — 4,5%, а в III квартале — 1,8%. Темпы роста розничных продаж также сократились. Если в 2012 году продажи выросли на 15,9% (к 2011 году), то в 2013 году данный показатель составил 9,5%.
Снижение продаж наблюдается и в этом месяце, отмечают участники рынка. "Сокращение количества покупок после праздников характерно для января. Однако начиная с 17-18 января падение было более значительным, чем в этот же период прошлого года. И такая ситуация продолжается",— говорит господин Маковецкий. Продажи в компании Maratex резко снизились, начиная с 19 января. "Политическая ситуация в стране и митинг на Майдане отрицательно влияют на потребительские настроения. В пиковые дни противостояний на Майдане продажи могли снижаться на 20-30%",— рассказывает Дмитрий Ермоленко.