Московские розничные сети за неделю перед началом учебного года недосчитались 23% покупателей, свидетельствует Shopping Index компании Watcom. По сравнению с 2012 годом Shopping Index на 35-й неделе (25-31 августа) упал на 21%. "Ждали традиционного всплеска перед 1 сентября, к нему готовятся все торговые центры и бренды. Трафик увеличился, но немного, тенденция по посещаемости по-прежнему негативная", — цитируют "Ведомости" президента Watcom Романа Скороходова.
Shopping Index учитывает среднее число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. В Москве Watcom оценивает около 100 объектов, включая ТЦ "Мега", Vegas, "Золотой Вавилон", "Афимолл".
"Либо из-за кризисных ощущений потребители решили обойтись без покупок, либо стали осторожнее и ждут скидок. Мы связываем это с неблагоприятной экономической ситуацией и тревожностью потребителей", — отметила Юлия Зефирова из Sela. На рентабельности сказалось и то, что ретейлеры начали распродажи раньше обычного, посетовала Зефирова.
По данным Watcom, трафик в крупных торговых центрах столицы снижался с марта этого года, к последней неделе июня вернулся к показателям 2013 года, сейчас снова ушел в минус. "С начала года было снижение трафика, но в нашем случае в Москве в августе был рост на 6% по сравнению с 2013 годом", — говорит вице-президент ГК "Новард" (магазины "Эконика") Сергей Саркисов.
Последние два года потребление подстегивало быстрорастущее потребительское кредитование, но в конце прошлого — начале нынешнего года рост замедлился, напомнил Саркисов. По данным банка "Хоум кредит", около 10% кредитов, выданных в 2013 году в местах продаж, пришлось на одежду, 43% — на электронику и бытовую технику.
Крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники "М.Видео" в прошлом году около 16% покупок продавал в кредит. На начало 2014 года 90% магазинов "М.Видео" находилось в торговых центрах, поток покупателей, по оценке "ВТБ Капитала", в сопоставимых магазинах за январь-июнь упал на 6,1%.
"Не знаю, как долго может продолжаться падение, но точки отскока не вижу: к этим условиям на рынке как к нормальным надо приспособиться", — заключил Саркисов.
В июле Росстат отмечал снижение спроса на целый ряд товаров и услуг, что, по данным ведомства, связано с падением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.
По словам владельцев одежных торговых сетей, покупатели сократили затраты из-за неуверенности в устойчивости российского рубля. "Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов", — отмечал РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.