Обозреватель vc.ru попытался разобраться, что происходит с крупнейшими мировыми ритейлерами — как они конкурируют между собой, в каком направлении развиваются и что думают об их будущем эксперты.
Каждый день люди по всему миру совершают огромное количество покупок в магазинах крупных торговых сетей. Процент онлайн-заказов от общего объёма по-прежнему невелик, но продолжает расти быстрыми темпами. Покупатели уже привыкли, что могут получить нужную им вещь или продукт достаточно быстро и без утомительных очередей.
В 2015 году на торговлю, как и на весь мировой рынок, влияет огромное количество негативных факторов, и крупные игроки пытаются найти новые способы привлечения покупателей. Для мировых ритейл-гигантов одной из важнейших задач по-прежнему остаётся многоканальность продаж. В будущем ритейлеры хотят связываться с покупателями независимо от их предпочтений в способе приобретения товаров. Но даже у крупнейшего Walmart успеть во всех направлениях пока не получается на должном уровне.
Например, в США ритейл-сети столкнулись с более внимательным отношением к своим расходам у потребителей. Люди чаще покупают строительные товары для дома, гаджеты или развлекательные товары, а на одежду тратятся меньше. Но предпочтение отдают не только магазинам с самыми выгодными ценами, но и быстрой доставкой. В этом направлении лидером остаётся Amazon, за которым остальным угнаться очень сложно.
Сегодня эксперты следят за гонкой между Walmart и Amazon — мнения о будущем этих компаний расходятся. Крупнейшая в мире ритейл-сеть Walmart, превосходящая по размерам доходов Amazon в 5 раз, в онлайн-секторе сильно уступает компании Джеффа Безоса. Walmart направляет всё больше ресурсов на развитие в интернете. В это время число подписчиков Amazon Prime уже превысило 40 млн человек.
Сайт Walmart.com приводят в соответствие с огромным ассортиментом физических магазинов, где выбор товаров значительно больше. Конкурировать с быстрой и бесплатной доставкой Amazon у Walmart пока не получается, но в этом направлении развитие не останавливается — открываются новые хабы для повышения скорости доставки.
Покупатели могут приобретать товары через Walmart.com, а потом самостоятельно забирать их, однако эта услуга получила негативные отзывы. Людям приходится стоять в больших очередях, что значительно снижает ценность этой инициативы. Кроме того, компания расходует средства на лишние передвижения товаров по складам.
С другой стороны, у Walmart значительно выше проникновение благодаря большому количеству физических магазинов. Аналитики считают, что Walmart способен в будущем догнать Amazon в онлайн-секторе, если сможет быстро и успешно адаптироваться, что для компании такого размера может оказаться невыполнимой задачей.
В свою очередь, Amazon присматривается к офлайн-торговле. В ноябре компания открыла свой первый физический книжный магазин в Сиэтле. Но даже в таком, казалось бы, традиционном направлении компания использует собираемые в сети данные. При этом цены на книги не отличаются от цен в онлайн-магазине. Такой подход могут позволить себе не многие компании.
Эксперты предполагают, что Amazon может продолжать открывать офлайн-магазины даже себе в убыток, чтобы привлечь миллениалов и впоследствии захватить долю рынка. На данный момент инвесторы больше верят в Amazon — компания показывает значительный рост и не намерена останавливаться, тогда как стоимость акций Walmart упала на 25% за 2015 год.
Другие крупные участники рынка находятся не в лучшем состоянии. Target стремится вернуть былые показатели после неудачного 2014 года. Новая стратегия компании пока даёт положительные результаты. Macy’s сбавляет обороты в связи со снижением расходов на одежду и уступает по объёмам продаж TJX — компании, владеющей дисконт-сетями Marshalls и T.J. Maxx. TJX продолжает расти на фоне возросшей популярности дисконт-магазинов и уже привлекает производителей напрямую. В магазинах TJX нет переизбытка товаров, и все партии продаются быстрее. По прогнозам аналитиков, к 2017 году Amazon перехватит лидерство в сегменте Macy’s.
Довольно уверенно держатся сети Home Depot и Lowe’s благодаря большей уникальности товаров по сравнению с другими ритейлерами и стремлению людей снова вкладываться в свои жилые пространства. Но им предстоит долго развиваться в направлении e-commerce.
Традиционно в ноябре и декабре магазины проводят акции и устанавливают привлекательные скидки на фоне праздников. В этот период ритейлеры могут получать больше 40 процентов своей годовой выручки. В США День благодарения начинает праздничный сезон и период распродаж, и многие компании открывают свои магазины уже во время самого праздника, который перетекает в "Чёрную пятницу", а затем в "Киберпонедельник".
Но в 2015 году компании ведут себя агрессивнее и начинают проводить распродажи гораздо раньше. Так, Amazon начал на 3 недели раньше и набирает 100 тысяч временных работников, чтобы справиться с ожидаемыми нагрузками. А в июле компания в честь своего двадцатилетия провела Prime Day, который стал даже успешнее "Чёрной пятницы" 2014 года, что скорее всего приведёт к превращению Prime Day в ежегодную акцию.
Однако эта распродажа получила и много нелестных отзывов со стороны покупателей. Walmart старается отвечать практически на все акции Amazon скидками в своих магазинах, но всё равно отстаёт в глазах покупателей и акционеров. В 2015 году "киберпонедельник" Walmart начнёт на день раньше, мотивируя это повсеместной доступностью интернета.
В России недавнее исследование показало, что лидеры онлайн-ритейла — Exist.ru, "Юлмарт" и Wildberries. На российском рынке сейчас ситуация довольно тяжёлая, многие покупатели не могут позволить себе купить что-то кроме самого необходимого, либо чаще обращают внимание на китайских продавцов, где цены сравнимы со скидочными товарами круглый год. Но ритейлеры продолжают развиваться. Например, Wikimart открыл два офлайн-магазина в Москве и Новосибирске, Ozon старается привлекать новых продавцов из-за рубежа.
В целом эксперты отмечают, что на рынке ритейла молодым компаниям, которые стремятся к очень быстрому росту, сейчас вряд ли найдётся место. Всё больше торговых сетей объявляют себя банкротами. Amazon шёл к своим успехам два десятилетия и изменил сам подход к торговле, как Walmart до него.