Успешный, узнаваемый бренд не только радость, но и головная боль для собственника бизнеса. Русские ничем не хуже китайцев. Если раньше "правилом хорошего тона" считалось подражание мировому бренду, то теперь в дело идут местные марки. Доказательство тому — регулярность, с которой в городе появляются вывески, почему-то очень похожие на уже существующие марки. Одна из свежих историй связана с сетью ресторанов Эдуарда Мурадяна Korovabar. Не так давно в Петроградском районе появилось заведение под названием Baranbar. Заведение это не имеет отношения к творчеству ресторатора Мурадяна, при том что внешнего сходства с вывеской Korovabar не заметит разве что слепой.

По всей видимости, на сходство с популярным ресторанным брендом и сделали ставку находчивые владельцы "Барана". У сети цветочных магазинов "Цветоптторг" братьев-близнецов с похожими названиями и вывесками сразу несколько — "Цвет-" и "Опт-" торги во всевозможных сочетаниях. В магазинах "Цветоптторга" теперь вывешены объявления примерно следующего содержания: "Уважаемые покупатели, в нашем городе появились магазины-фальшивки… За цветы, купленные в этих магазинах, "Цветоптторг" ответственности не несет". Кстати, знак "Цветоптторг", по словам сотрудников сети, зарегистрирован в Роспатенте.

Война с клонами

По словам юристов, вывески, по внешнему виду и по содержанию копирующие оригинальные бренды, зачастую плохо влияют на репутацию и экономику настоящей фирмы. Поэтому бороться с подражателями необходимо в оперативном режиме. Ольга Зиновьева, руководитель отдела маркетинга и рекламы "Юнион Клиник", рассказала, что их клиника столкнулась с подобным плагиатом: "Абсолютно случайно в Интернете нами были замечены факты неправомерного использования имени "Юнион Клиник". В поиске "Яндекса", когда набирали наше название, выпадал в том числе сайт, который якобы содержал консультации "Юнион Клиник". Для получения бесплатной консультации посетителей просили заполнить заявку. Но форма-заявка была другого медицинского учреждения. Когда мы связались с этой медицинской организацией, оказалось, что они к происходящему непричастны, а делает это компания, которой данная клиника заказала интернет-рекламу. Вполне возможно. В принципе, если был заключен договор на количество заполненных на сайте заявок, то тем, кто продвигал сайт, все равно, какими методами их собирать".

Давным-давно…

Вадим Усков, глава юридической компании "Усков и Партнеры", рассказывает, что клонирование брендов — история давняя. "Это же экономика. Если я вложил в узнаваемость своего бренда большие деньги, то всегда найдутся желающие попаразитировать на этой узнаваемости, дабы, во-первых, сэкономить время, во-вторых — деньги. И это не зависит от конъюнктуры, не зависит от того, развитая экономика или в переходном периоде. Ситуация как с машинами: пока они есть — их будут угонять, есть бренды — будут копировать. Поэтому вопрос в том, насколько владелец бренда способен оперативно отреагировать на появление клонов.

Первая глобальная ошибка состоит в том, что люди вкладывают деньги в не охраняемое с точки зрения товарного знака название. Неохраняемые имена — благодатная почва для паразитирования. Владелец бренда таким образом сам провоцирует свою беду. Он, грубо говоря, вообще не ставит сигнализацию на машину или уходит, оставив открытой дверь автомобиля. Если марка охраняемая, то на появление клона отреагировать получится оперативно, и уже на следующий день у нечестного конкурента можно организовать на дверях амбарный замок", — говорит Вадим Усков.

Удивительно, что компании — владельцы похожих брендов не всегда борются друг с другом. Так, помимо испанского бренда Zara в России успешно действует отечественная сеть Zara Zara. И даже продает франшизы. Владельцы "Зар" вполне мирно сосуществуют и не делают никаких телодвижений, чтобы убрать с рынка конкурента. Возможно, они считают, что подобная синергия только на руку бизнесу.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments