"Посмотри, посмотри на рыжего! А этот! Смотри, как он спит!" — мужчина средних лет возбуждённо жестикулирует и выпучивает глаза у стеклянной витрины. Спутница (похоже, это его жена) предлагает зайти внутрь. "Да! Пойдём, Миша", — обращается любитель котов к сыну-подростку. Компания оказывается в заведении под названием "Котики и люди". На входе их просят снять обувь, надеть бахилы и обработать руки антисептиком. Гости подчиняются и бегут обнимать животных. Помимо настоящих котов вокруг фотографии котов, книги про котов, настольные игры с котами и масса иных котообразных предметов. Но характерного кошачьего запаха здесь, на удивление, нет.

"Котики и люди" на улице Гиляровского — первое московское котокафе. Оно открылось в 2015 году. Как и другие заведения с живыми котами, которые открылись следом, "Котики и люди" работают по принципу антикафе: посетители платят за время, а чай, кофе и печенье получают бесплатно. Одна минута в обществе котов стоит шесть рублей. Все животные — в "Котиках и людях" на Гиляровского их 20 — когда-то жили на улице, а потом попали в приюты, где прошли лечение. Сейчас они выглядят и ведут себя вполне по-домашнему. В котокафе они главные: делают что хотят, спят где хотят. Будить запрещено. Основатель "Котиков и людей" Владимир Кузин заверил "Секрет", что седативными средствами никого не кормит.

Считается, что формат котокафе зародился на Тайване, но популярность приобрёл в Японии. Там белые воротнички, страдающие от недостатка тепла и ласки в их жизни, любят коротать вечера в заведениях с живыми кошками или кроликами. Первое европейское котокафе появилось в 2011 году в Санкт-Петербурге. Заведение "Республика кошек", которое открыла ветеринар Анна Кондратьева, работает до сих пор. Уже после этого кафе с котами появились в Вене, Мадриде, Париже, а также десятке российских городов.

"Секрет" рассказывает истории трёх предпринимателей, которые пытаются делать бизнес на любителях пить чай и гладить кота одновременно.

"Котики и люди"
Москва

Основатель сети котокафе Владимир Кузин учился на переводчика, потом работал программистом, дослужился до позиции IT-директора крупной компании, но несколько лет назад решил бросить карьеру ради собственного дела. Формат антикафе с кошками он выбрал, руководствуясь известной стратегией голубого океана: в Москве не было ни одного такого проекта, и Кузин стал пионером в этом бизнесе.

Посетив питерскую "Республику кошек", предприниматель прикинул примерный бизнес-план и начал искать деньги. И он удивился, когда обнаружил, что только ему идея кафе с котами кажется блестящий. "Своих сбережений мне бы не хватило, а родители, девушка и финансовые аналитики говорили, что это никому не нужно, — вспоминает Кузин. — Все спрашивали, зачем создавать заведение с бездомными кошками, если их на улице — миллион. В банках говорили, что это очень странный бизнес, что совершенно непонятно, как он пойдёт". Одалживать пришлось в итоге у родственников.

Открытие первого котокафе на Садовой-Самотёчной улице весной 2015 года встало Кузину в 2 млн рублей, которые пошли на аренду и ремонт помещения, аренду кофемашины, закупку кормов и лекарств для кошек. Животных Кузин, разумеется, не покупает — их ему бесплатно поставляют приюты. Посетители могут забрать понравившегося питомца домой, если произведут на Кузина хорошее впечатление. За два года работы "Котики и люди" нашли дом примерно 150 животным. Одновременно в заведении живут в среднем 20 кошек. Днём ходят, прыгают или спят. Ночуют на лежанках в отдельной комнате.

Сразу возникает вопрос: что у "Котиков и людей" с санитарными службами? По словам Кузина, до 2011 года нормы СанПиНа были строже, чем сейчас, и тогда открыть кафе с животными открыть, скорее всего, не получилось бы. Сейчас проблем нет. Если у заведения нет кухни, а печенье хранится в плотно закрывающихся банках, претензий у проверяющих органов не возникнет.

В котокафе можно выпить чаю, кофе или какао, съесть печенье или пирожное (они хранятся в холодильнике), покормить кота кормом, который продаётся здесь же в маленьких пакетиках. "Обычно в котокафе детям до десяти лет вход запрещён, но мы и их пускаем", — рассказывает Кузин. Но ядро аудитории — девушки 25–35 лет. Минута пребывания в котокафе стоит от шести до девяти рублей в зависимости от времени и дня недели. Котокафе, по словам Кузина, почти сразу стало работать в ноль, прибыль начало приносить примерно через полгода. Убыточных периодов пока не было.

В августе 2016 года котокафе переехало на улицу Гиляровского — на Садовой-Самотёчной была слишком дорогая аренда. Чтобы заманить посетителей в далеко не самую проходную локацию, Кузин начал устраивать в кафе лекции, мастер-классы, концерты и даже занятия "котойогой" (от обычной йоги они предсказуемо отличаются тем, что в перерывах между асанами вам разрешают гладить котов). Всем этим занимаются партнёры, которых предприниматель находит через знакомых и в интернете. За некоторые увеселения посетителям доплачивать не приходится, на другие нужно специально записываться и покупать билеты. Например, на йогу с кошками билет стоит 400 рублей, на мастер-класс рисунка в японской технике суми-э — 1100 рублей.

Прибыль у котокафе небольшая, это низкомаржинальный бизнес. "Мы не совсем на нуле, прибыль, конечно же, есть, — говорит Кузин. — Но я набрал много долгов и почти всё уходит на их погашение. Остаётся буквально на еду". Главные статьи расходов: аренда (вместе с оплатой услуг ЖКХ) — около 220 000 рублей в месяц, зарплаты персонала — 250 000 — 300 000, ветеринарные услуги — до 50 000, лицензия Комитета ветеринарии города Москвы — тоже около 50 000. Поскольку бизнесмен продвигает котокафе исключительно в соцсетях, на рекламу уходит совсем немного. Штат кафе — 15 человек: администратор, кассир, фелинолог (специалист по домашним кошкам), уборщик и супервизор работают посменно.

В декабре прошлого года Кузин продал первую франшизу: покупатель, московский предприниматель Илья Смирнов, сам вышел на "Котиков и людей". На каких условиях они договорились, Кузин и Смирнов не говорят. Заведение открылось на Новой Басманной улице. В планах — ещё одно котокафе, а также, возможно, собакокафе. Подробностей пока нет. Кузин охотнее рассказывает о другом своём новом начинании — благотворительном проекте "Никто не уйдёт без печеньки": "Смысл в том, что мы предлагаем людям заплатить за кого-то, кто не может себе позволить пойти в котокафе, например за пожилых людей или детей. Я уже подал заявку на planeta.org и жду, когда она пройдёт модерацию".

"Котофейня"
Москва

Супруги Михаил и Екатерина Архиповы долгое время были волонтёрами, пристраивали в приюты уличных котов. Узнав о "Котиках и людях", они решили открыть такое же заведение и позвали в этот проект своего общего друга Артёма Медведева. Присмотрев весной 2016 года подходящее помещение на Маросейке, компаньоны пошли знакомиться с опытным Владимиром Кузиным из "Котиков и людей". Тот тогда как раз собирался переезжать из дорогого помещения на Садовой-Самотёчной и предложил новым знакомым пустить его на Маросейку за 50% выручки.

Около полутора месяцев заведение на Маросейке мирно работало под брендом "Котики и люди", но потом произошёл отвратительный скандал и партнёры стали злейшими врагами. Причина банальна: Архиповы и Кузин не поделили деньги. После ссоры основатель "Котиков и людей" ночью вывез из котокафе мебель и забрал животных. Архиповы за неделю заново обставили помещение, собрали по приютам кошек и продолжили работать, назвавшись "Котофейней". Михаил Архипов стал генеральным директором, Екатерина Архипова — "главной по котикам" (она подбирает кошек, наблюдает за ними, следит за их здоровьем, пишет инструкции для персонала), Артём Медведев — управляющим. Помимо основателей в котокафе посменно работают восемь менеджеров-волонтёров.

В первое время раскрутке "Котофейни" мешала склока с Кузиным, который в социальных сетях обвинял Архиповых в "рейдерском захвате помещения" (договор аренды при этом был оформлен на Михаила Архипова). Чтобы прекратить этот котосрач, "Котофейне" пришлось нанять специалиста в области SMM Елену Петрущенкову. Её усилиями конфликт постепенно сошёл на нет, Кузин отредактировал посты с обвинениями. Новое котокафе выжило и работает уже почти год. Сейчас стороны уже не воюют, но общение не возобновили.

Расходы "Котофейни" составляют около 500 000 рублей в месяц, в основном это аренда (210 000 рублей) и содержание кошек (если никто не болеет — в среднем 80 000). На окупаемость котокафе удалось вывести за три месяца. Сейчас "Котофейня" в небольшом плюсе, прибыль — от 100 000. "В целом год мы прожили хорошо — во всяком случае не закрылись, — делится Петрущенкова. — Это действительно достижение. Например, недавно закрылось одно из московских котокафе "ЛяМур". Бизнес у нас рискованный, затратный, не очень маржинальный".

В "Котофейне" не устраивают мероприятия и не продают сувениры. "Мы пробовали проводить "котоночи": гости собирались поздно вечером и всю ночь смотрели кино под пледами в обнимку с котами, — уточняют основатели заведения. — К сожалению, такие мероприятия плохо окупаются: людей приходит мало. Надеемся, что летом у студентов будет много свободного времени, и тогда мы, может быть, опять будем иногда работать ночью".

В "Котофейню" ходят в основном небольшие компании девушек 20–27 лет, молодые пары и мамы с детьми. "Дети — больная тема для всех котокафе, — объясняет Петрущенкова. — Например, "Котомания" даже делает наценку для детей в два раза, потому что родители часто считают, что, если они пришли с ребёнком в публичное место, ответственность с них снимается. Дети не всегда понимают, как себя вести с кошками. Мы стараемся объяснять, что кошка живая и не надо её дёргать за хвост". В субботу в "Котофейне" почти всегда полная загрузка: одновременно с кошками играют до 20 человек. В будние дни гостей меньше, иногда за день заходят всего пять любителей котов.

Минута в этом котокафе стоит от четырёх до восьми рублей — в зависимости от времени суток. "Бывает, люди жалуются на дороговизну, но на самом деле даже по максимальному тарифу час стоит 400 рублей — это как в кино сходить, — разводит руками Петрущенкова. — При этом у нас нет никаких ограничений на чай, кофе и печенье. Конечно, есть студенты, для которых стоимость принципиальна, но мы идём навстречу и даём скидку 20%".

Другая частая претензия гостей — спящие кошки. Многим кажется, что они выглядят уставшими, а некоторые посетители даже порываются звонить в Greenpeace, но пока ни разу звонили. "Отчего кошки могут устать? Мы же не заставляем их ничего делать, — оправдывается Петрущенкова. — Мы просвещаем людей, объясняем, что спать по 17 часов в сутки для кошек естественно. Кошки могут поцарапать — это тоже нормально, это защитная реакция. Животные не любят резких движений и громких голосов. Конечно, если кого-то царапают, мы сразу обрабатываем рану, у нас есть аптечка".

"Лапы и хвосты"
Ростов и Москва

До февраля 2016 года жительница Ростова Наталья Сулименко занималась бизнесом, далёким от котов. У неё были турагентство и фирма по организации праздников. Но однажды в интернете она наткнулась на историю японских котокафе, обнаружила, что подобные заведения уже существуют в четырёх городах России (Москве, Петербурге, Новосибирске и Красноярске), и загорелась открыть своё. "У нас в городе большая проблема — бездомные кошки, поэтому я сразу решила, что всех кошек для своего котокафе я подберу именно с улицы", — рассказывает предпринимательница.

Сулименко пыталась собрать деньги на открытие котокафе через planeta.org, но проекту пожертвовали всего 30 000 рублей. Пришлось делать всё на свои. "Муж помог, оплатил мне это дорогое хобби, — смеётся основательница "Лап и хвостов". — Чтобы сэкономить, мы не тратились на рабочих, делали всё своими силами. Было много полезных подарков от неравнодушных людей: корм, лотки, чашки, подушки, пледы и другие мелочи. С мебелью и стройматериалами помогли знакомые". В итоге запуск первого котокафе на Пушкинской улице в центре Ростова в феврале 2016 года обошёлся всего в полмиллиона рублей.

Уже через два месяца "Лапы и хвосты" превратились в сеть — вторая точка заработала в ростовском торговом центре "Горизонт". "Мы получили поддержку от торгового центра, там очень низкая аренда, — объясняет Сулименко. — Второе кафе ориентировано на детей. Многим родители не разрешают завести кота. Или, например, у кого-то из членов семьи аллергия. Для них котокафе — отличный вариант". Несмотря на льготные условия, детское котокафе пока ничего не зарабатывает и живёт за счёт первого, которое находится в центре города.

В двух ростовских котокафе работают четыре администратора, которых Сулименко называет "котонянями". Они встречают гостей, прибираются, ухаживают за котами, вычёсывают их и кормят. Штатным сотрудникам помогают десять волонтёров, большинство — студенты. Своего ветеринара нет — регулярные осмотры животных проводит специалистка ветклиники, с которой "Лапы и хвосты" заключили договор.

Три месяца назад открылись третьи "Лапы и хвосты", на этот раз в Москве, на Большой Серпуховской улице. "Это наши друзья из Москвы разделили идею и открыли: пока проект только встаёт на ноги", — объясняет Сулименко. По словам совладелицы московских "Лап и хвостов" Ольги Сериковой, этот проект "полностью социальный", в котокафе нет наёмных работников — "котоняни" работают на волонтёрской основе.

Сулименко и Серикова не раскрывают финансовые показатели своих заведений. Кажется, они за ними не особенно и следят. "У нас очень много денег уходит на социальные проекты, — рассказывает Сулименко. — Специалист по анималотерапии проводит бесплатные занятия для слабовидящих детей (мы сотрудничаем с Всероссийским обществом слепых), для детей с ДЦП и другими нарушениями. Сейчас собираем подарки для детей из интерната. Мне не обязательно зарабатывать — семью сейчас обеспечивает муж. Я могу ходить на массаж и покупать платья, но мне хочется себя реализовать. Занимаюсь котокафе, потому что мне это нравится".

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz