Крупнейший интернет-магазин в Украине — Rozetka.ua — решил заняться новым для себя бизнесом — на сайте проекта запущена услуга онлайн-продаж и бронирования билетов на авиаперелеты и железнодорожный транспорт. По мнению экспертов, сейчас украинский рынок онлайн-продаж билетов и так конкурентный, а сама услуга — низкодоходная, что потребует от Rozetka.ua значительных инвестиций.
С начала февраля интернет-магазин запустил продажу авиа- и железнодорожных билетов. "Услугой уже воспользовалось несколько тысяч человек",— рассказал вчера "Ъ" совладелец Rozetka.ua Владислав Чечеткин. По его словам, рекламная кампания нового сервиса должна стартовать в апреле. "Сейчас мы ведем переговоры с одним из туристических операторов, а также "Укрзализныцей", чтобы приобретенные на нашем сайте билеты получили статус так называемых "электронных билетов"",— сказал господин Чечеткин. Следует отметить, что сейчас "электронные билеты" на поезд может продавать лишь "Укрзализныця". Купленные в других системах квитанции имеют статус "бланков заказа" и подлежат обмену на полноценные билеты в кассах железнодорожной администрации.
Онлайн-продажи и бронирование билетов на авиаперелеты и железнодорожный транспорт для непрофильного портала являются скорее имиджевой услугой, не рассчитанной на получение значительного дохода, полагает руководитель розничного направления компании IATI (предоставляет турагентствам систему по продаже авиабилетов) Йосиф Андрик. Впрочем, гендиректор компании ITB, специализирующейся на интернет-проектах в сфере туризма, Владимир Гавриш не исключает, что благодаря узнаваемости бренда Rozetka.ua и высокой посещаемости сайта портал также имеет шансы занять лидерские позиции на рынке продаж авиа- и железнодорожных билетов. Однако Йосиф Андрик полагает, что сделать это будет непросто: "Не следует забывать, что потребители не обязательно пользуются только украинскими порталами, а могут заказать билет и у зарубежного игрока рынка".
Шансы построения успешного бизнеса еще возможны, хотя и требуют больших финансовых инвестиций, в том числе из-за высокой конкуренции и низкой прибыльности услуги, уверяет руководитель отдела продаж и маркетинга Travelport (мировой лидер онлайн-продаж туристических услуг) в Украине Богдан Миненко. "Подобный проект есть у крупнейшего интернет-магазина в России — Ozon.ru. В дочернюю компанию Ozon.travel было инвестировано несколько миллионов долларов, что позволило ей стать лидером рынка",— говорит Йосиф Андрик.
По данным Мининфраструктуры, в 2013 году пассажиропоток аэропортов Украины составил 15,1 млн человек. Из них, согласно оценкам Amadeus, 38% билетов были приобретены онлайн. По данным "Укрзализныци", через интернет было реализовано 5,2 млн билетов, что составляет 8,5% общих продаж. Крупнейшими игроками на рынке онлайн-продажи билетов считаются tickets.ua и Anywayanyday.
Два года назад один из ведущих украинских операторов онлайн-платежей компания "Портмоне" (ТМ Portmone) запустила у себя сервис продажи билетов. "Услуга отличается низкой доходностью — на уровне нескольких процентов от общего дохода компании",— отметил президент компании Игорь Горин. По его словам, наибольшие проблемы с сервисом связаны с отработкой системы отмены и замены билетов, а также с отсутствием стабильности их ценообразования.
Для увеличения прибыльно нового бизнеса Rozetka.ua может попытаться расширить список дополнительных услуг, включив туда продажу туров, страхование, в том числе автомобильное, и услуги третьих лиц, заявляет Владимир Гавриш. "В дальнейшем Rozetka.ua, скорее всего, запустит ряд связанных с продажей билетов услуг: аренду апартаментов в другом городе, туристическое страхование и покупку роуминговых SIM-карт",— полагает господин Горин. Богдан Миненко отмечает, что решение украинского интернет-магазина ввести услугу по продаже и бронированию билетов построено на основе продукции и технологий компании Travelport. "Тренд успешности или неуспешности проекта появится не ранее чем через полгода",— говорит он.