Нынешнее оживление на рынке труда — это не просто рост числа заказов на подбор персонала, а рост спроса на услуги по оптимизации численности сотрудников, утверждают эксперты. Работодатели наконец всерьез озаботились тем, сколько и каких работников им нужно
Людей мы ищем постоянно, — говорит Евгений Царев, заместитель директора департамента продуктов и услуг компании Leta IT-company. — Но главное, что мы поняли за последнее время, — нам нужны специалисты, в основном консультанты и аналитики по информационной безопасности, которые могут быстро переключаться с одного направления на другое, если предыдущая тема видоизменяется или становится невостребованной«. В 2009 г. было много отколовшихся «алмазов» — их можно было взять с рынка за приемлемые деньги, вздыхает Царев, в 2010 г. делать это стало сложнее, так как рынок начал восстанавливаться.
По словам гендиректора компании «Экопси-консалтинг» Павла Безручко, именно в последние два года работодатели стали активно интересоваться проектами по повышению производительности труда за счет оптимизации персонала. «И это не пожарная оптимизация, а плановая — работодатели хотят иметь точные нормативы по численности людей», — поясняет он.
Персонал под развитие
С середины года увеличилось количество вакансий «под развитие» и замену существующего персонала, утверждают специалисты кадрового холдинга «Анкор», проанализировавшие спрос клиентов-работодателей на подбор персонала.
В I квартале 2010 г. общее количество вакансий увеличилось почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, утверждают рекрутеры. С апреля по июнь количество позиций выросло уже на 37%, с июля по сентябрь — на 35% по сравнению с таким же периодом 2009 г., показав небывалый для летнего периода всплеск активности работодателей, на который не повлияла даже аномальная жара, отмечают в «Анкоре». Компании, почувствовав к середине года финансовое облегчение, перешли к развитию новых проектов, полагают рекрутеры. В рейтинге наиболее активных отраслей — FMCG, медицина и фармацевтика, информационные технологии, банки и финансовые услуги, промышленный сектор, а также недвижимость и строительство. Наибольшим спросом, по данным «Анкора», пользовался персонал среднего звена — специалисты и менеджеры (чуть больше 70%, см. графики).
Разработать нормативы
«Мы используем два основных инструмента, — рассказал Сергей Давыдов, начальник отдела по работе с персоналом бизнес-направления “Разведка и добыча” компании ТНК-BP. — Во-первых, проводим сравнительный анализ количества персонала по подразделениям дочерних обществ, что позволяет выявлять точки оптимизации, и, во-вторых, разрабатываем модели численности по дисциплинам — сейчас у нас около 10 таких моделей». Модели, по его словам, позволяют контролировать текущую численность и прогнозировать ее изменение в зависимости от конъюнктуры рынка. Давыдов рассказал также, что в ТНК-BP ведут учет среднесписочной численности персонала и этот фактор влияет на численность персонала в кадровых службах компании.
В компании Begin Group, по словам ее директора Ольги Гозман, тоже имеются свои нормативы. В этом году здесь создали рекламное агентство, которое продвигает образовательные организации в интернете. По словам Гозман, непосредственно над выполнением заказов клиентов, которых в агентстве сейчас 20, работает команда всего из четырех человек — креативный директор, менеджер по медиапланированию, менеджер по медийной и контекстной рекламе, а также менеджер по рекламе в социальных сетях. «Мы подробно изучили опыт аналогичных западных агентств, которые рекламируют тот или иной сектор бизнеса в интернете, посмотрели, каких результатов они достигают и при каких трудозатратах, — объясняет Гозман. — Затем пошагово расписали, что и к каким срокам мы хотели бы сделать на своем проекте и сколько нам для этого понадобится человеко-часов. Погрешностей в таких расчетах не миновать, но тот, кто вообще ничего не рассчитывает, ошибается чаще».
Модель работает
В отраслевой компании «Анкора» — «Банки, финансовые услуги» уверяют, что в ноябре количество запросов среди банков-работодателей увеличилось по сравнению с ноябрем 2009 г. на 60%. Наиболее востребованные позиции — руководители клиентских служб, менеджеры по работе с клиентами, риск-менеджеры, кредитные аналитики, говорит директор этой компании Анна Добрякова.
При этом в начале октября агентство «Росбалт» со ссылкой на данные Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) сообщило, что в России с января по сентябрь 2010 г. 26 банков прекратили деятельность: 35% были зарегистрированы в Москве и 65% — в регионах. У 14 закрывшихся банков лицензия была аннулирована в связи с реорганизацией. В одном банке на условиях анонимности рассказали, что как раз сейчас проводят реструктуризацию и сокращают персонал.
А вот в Ситибанке, по словам Якова Магдаласова, руководителя департамента по подбору персонала, заниматься разработкой норм по численности людей нет нужды. «У нас всегда была оптимальная структура, это и позволило нам обойти кризис, — говорит он. — Даже в 2009 г. мы никого не сокращали, но около 100 человек из-за закрытия ряда сервисных позиций пришлось переместить в другие отделы». В марте 2010 г. началось оживление: банк открыл 30 вакансий на позиции специалистов по работе с частными клиентами. Столько же вакансий было открыто в операционно-техническом департаменте и совсем немного — в управлении кредитными рисками, отмечает он. По словам Магдаласова, всего в течение этого года банк закрыл около 350 позиций, а в 2009 г. — не больше 50.