В московских торговых центрах растет количество пустующих площадей. К такому выводу пришли специалисты компании Jones Lang LaSalle. По их данным, за последние месяцы показатель увеличился до 8,5%. К концу года он достигнет уже 9%. Несмотря на это, в столице продолжают открываться все новые моллы. "Коммерсантъ FM" задалось вопросом, нужны ли они городу. Согласно оценкам экспертов, сейчас на каждую тысячу москвичей приходится менее 500 кв. м торговых площадей. Это намного меньше, чем в большинстве развитых стран, отметил партнер компании Blackwood Константин Ковалев.
"Ритейлерам и девелоперам необходимо перестроиться в соответствии с изменившимся спросом. Потому что по количеству площадей мы далеко отстаем от Европы. Москве есть куда расти даже до некоторых городов России. Сейчас это вопрос удовлетворения того спроса, который сегодня формируется. Торговые центры должны переориентироваться, произвести какую-то реконцепцию. Произошли серьезные изменения касаемо доходов населения, и, конечно же, спрос у них тоже сильно изменился. Поэтому те торговые марки, которые присутствуют, та форма подачи, которая там присутствует, сегодня уже неприменима. Нужно как-то переформатироваться в соответствии с новой экономической ситуацией, с новым спросом", — пояснил "Коммерсантъ FM" Ковалев.
Среди крупных открытий этого года — торговый центр "Хорошо!" на Полежаевской, "Океания" на Кутузовском и вторая очередь "Метрополиса". Чтобы привлечь ритейлеров, девелоперы снижают ставки аренды, отметила аналитик рынка торговых площадей Jones Lang LaSalle Мария Шпакова.
"В отдельных новых торговых центрах уровень занятых помещений может достигать 50-60%. Но в то же время есть и объекты, вышедшие на рынок с достаточно высокой заполняемостью. Успех новых торговых центров зависит от местоположения объекта и конкуренции в зоне охвата. Арендодатели стараются быть гибкими и предлагают приемлемые условия аренды", — рассказала Шпакова.
В последние годы в Москве открылось очень много торговых центров. Именно поэтому часть площадей остается незаполненной, отметил управляющий директор Colliers International Николай Казанский. По его словам, арендаторы предпочитают уже давно и успешно работающие объекты.
"Мы говорим о росте оборота розничной торговли. Все-таки он начался и у нас, конечно, потихоньку ритейлеры будут продолжать развиваться. Кстати, глава "Ашана" обозначил, что в следующем году они планируют проинвестировать в Россию 30 млрд руб., то есть открывать много магазинов — их уже сейчас под 300 разных форматов, а будет еще больше. Поэтому сейчас это обусловлено не столько тем, что у нас все замерло, а тем, что вводилось очень много объектов как раз в эти проблемные годы. То есть пик ввода новых объектов в Москве пришелся на 2014 год — 900 тыс. кв. м, в прошлом году — 600 тыс. кв. м. То есть за два года это 1,5 млн кв. м. И в этом году уже введено 400 тыс. кв. м и еще где-то 100-200 тыс. будет", — подчеркнул Казанский.
По мнению опрошенных "Коммерсантъ FM" экспертов, торговые центры заполнятся в ближайшие два-три года. Виной тому небольшое количество объектов, готовящихся к открытию.