Автоматизация торговли в России за последнее время шагнула далеко вперед. Сегодня многие IT-решения кажутся очевидными: штриховое кодирование навсегда вытеснило ручной ввод цены на товар, электронные весы с печатью этикеток — обязательный атрибут любого сетевого магазина. Однако автоматизация торговли вовсе не означает, что мы должны заставить подсобки компьютерами. Персонал должен работать с товаром и покупателями, а не с «грудой железа». Люди не станут ждать, пока на их просьбу кто-то откликнется, а просто уйдут в другой магазин. Настало время понять: компьютер, стоящий на столе – не для ритейла.

 

Кадровый голод усиливается

На фоне активного роста сетей все более очевидным становится кадровый кризис в ритейле. Действительно, откуда взять целый штат для каждого магазина, когда сети разрастаются как паутина? Особенно острая борьба ведется за линейный персонал.

Большая текучка, завышенные заработные платы — и все равно вместо того, чтобы заниматься товаром и обслуживать покупателей, работники в лучшем случае бесцельно разгуливают по торговому залу или сидят за компьютерами в подсобках. А в худшем — проводят махинации с договорами от поставщиков, инвентаризацией, скидками и т.д.

 

Поголовная ликвидация офисов

Как сделать операции, совершаемые сотрудниками, подконтрольными? Да очень просто — избавиться от «офисов в подсобках», в которых они целыми днями «заседают» и только на пару часов выходят поработать. Оторвите персонал от компьютеров, выгоните их из-за прилавков, из подсобок — тогда они будут находиться на виду. А бывшие «офисы» используйте под склады, сейфы, да хоть библиотеку — пользы будет больше.

Выдайте работникам мобильные терминалы с доступом к товарному справочнику, и они уже не будут привязаны к своему «рабочему месту». Ограничьте работу функциональными приложениями — закончатся «пасьянсы» и web-серфинг. Дайте каждому свой логин-пароль — и каждую операцию можно будет проконтролировать.

 

Чем хорош магазин, который обходится без компьютеров? Давайте посмотрим.

  • Работа продавца-консультанта

Как это ни парадоксально, качественное обслуживание не всегда зависит от уровня знаний продавца-консультанта.

Вы можете годами выращивать специалиста, который (если не уйдет к конкуренту) станет гуру в пылесосах и чайниках, но пока он будет бегать и узнавать, есть ли товар на складе, покупатель сможет остыть — желание купить быстро проходит.

А вот если выдать терминал сбора данных «зеленому» стажеру, который умеет только улыбаться и вежливо отвечать, то результат нередко может быть более эффективным. У стажера прямо из товарного справочника будет вся необходимая информация, включая описание и характеристики товара. Если на стенде выставлены только образцы, он сможет узнать, есть ли товар на складе. Если нет — поможет подобрать аналог со схожими параметрами, но, к примеру, другого производителя. А главное – он будет работать в темпе принятия решений покупателем, настроившись на его «волну».

  • Товародвижение

Посмотрим, что происходим в «мобилизованном» магазине с товародвижением.

В обычном магазине товароведу, чтобы оформить заказ, нужно освоить работу в 1С, а то и в ERP, послать запрос в центральный офис или к клиенту – в общем, провести за компьютером не менее получаса. Вооружившись мобильным терминалом, он сможет это сделать прямо на месте – в зале или на складе. Увидел, что товар отсутствует или заканчивается, отсканировал штриховой код, ввел количество и дату — все, заявка оформлена. Вот тогда нужный товар всегда будет на складе и на полках магазина.

Точно также можно ускорить прием товара. Вместо пересчета всей партии по бумажным накладным товароведу с терминалом достаточно считать штриховой код с упаковки — и на экране появится вся необходимая информация: количество, цена (согласованная с поставщиком). Если поступил новый товар, его данные тут же будут добавлены в систему. А сейчас приемщик даже не может гарантировать, был до этого товар занесен в систему или нет… Ему приходится по экземпляру от каждого наименования отправлять на склад для сверки. Кстати, «коммерческий разруб» также можно пересчитывать автоматически.

  • Инвентаризация

Инвентаризация, пожалуй, самый сложный участок работы на торговых предприятиях. Штриховой код, конечно, облегчил ситуацию, но ведь и он не освобождает от пересчета вручную, бумажной описи фактического наличия товара, суммирования собранных данных и сравнивания их с данными учета. На всех этих этапах вероятность ошибки достаточно высока.

Раз подход к переучету настолько несовершенен, то почему бы его не пересмотреть в принципе? Сделайте инвентаризацию не разовым мероприятием, а циклическим процессом с отчетными периодами. Объединенный с товарным справочником терминал сбора данных позволит контролировать недостачу постоянно, а вероятность ошибки будет сведена к минимуму.

  • Выкладка

В постоянном режиме должны идти любые проверки, в том числе и выкладки товара. Заметил, что заканчивается товар на полке, и тут же выслал запрос на склад. Увидел, что порван ценник или вообще отсутствует — отправил на принтер команду печати. Засомневался в стоимости товара — сверил с данными в товарном справочнике. Все эти операции также могут совершаться прямо на месте, а главное, не нужно никакой беготни, никаких записей от руки и никаких компьютеров.

  • «Разруливание» конфликтов

Практически каждый день администратору зала приходится разрешать спорные ситуации с покупателями: верно ли сосчитана стоимость покупки, была ли учтена скидка, прошла ли оплата по карте и т.д.

Сейчас администратор вынужден бежать в подсобку или садится за стойку ресепшн к компьютеру, чтобы сверить данные по чеку или созвониться с центральным офисом. За время ожидания раздражение покупателя только усиливается. Поэтому когда вернувшийся администратор начинает ему на пальцах доказывать честность кассира и магазина, ситуация может только обостриться. Чтобы конфликты исчерпывались сами собой, все данные расчета нужно демонстрировать наглядно — через тот же терминал.

  • Закрытие кассового дня

Как бы ни старались магазины автоматизировать торговые процессы, многие операции остаются «бумажными». К примеру, чтобы закрыть кассовый день, нужно распечатать и собрать все Z-отчеты, сверить распечатки с данными в системе, затем подписать их и сдать в главную кассу. Хотя Z-отчеты могут иметь те же штриховые коды, которые на месте считываются и автоматически сверяются самой системой. Согласитесь, получается гораздо быстрее и проще.

  • Очереди

Про «убийцу очередей» знают многие, но вводить в каждом магазине терминалы только ради предновогоднего пика накладно. А вот в рамках общей мобилизации – абсолютно логично. Напомню принцип этой технологии. В период пиковых нагрузок продавцы прямо в очереди к кассе сканирует товары в корзине покупателя, запаковывают их в пакет и оформляют мягкий чек. Кассиру остается только произвести расчет с покупателем.

 

Мобилизация ритейла – только вопрос времени

Рано или поздно магазин без компьютеров станет для нас столь же привычным, как штриховой код на упаковке молока. Но получить выгоду от мобильной автоматизации ритейлеры могут уже сегодня – с помощью возможностей системы управления торговым процессом SET Retail 5.3.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar