Люди стали считать деньги. Парадокс, но это помогает нам«, — говорит Милек с усмешкой, предрекая, что в нынешнем году кризис не повлияет на прибыль его компании. Он так уверен, потому что заработал состояние, продавая дешевую обувь в 585 магазинах Польши и 29 — Чешской Республики. Поляки и чехи внимательно следят за содержимым кошельков. Милек убежден, что они и дальше будут покупать его товар, и планирует открыть в 2009 г. еще 132 магазина экономкласса. Эксперты полагают такую уверенность вполне обоснованной.
Начал забег
Милек в прошлом велогонщик, и это дает ему преимущество перед конкурентами. Подобно участнику гонок, который должен следить за движением соперников, он еще в начале 90-х заметил, как хорошо продается недорогая обувь, и решил вступить в игру. Он отправился прямо на фабрику, которой руководили менеджеры, понятия не имевшие, как работать на свободном рынке и годами не обновлявшие ассортимент, и купил часть их запасов с 40%-ной скидкой за уплату наличными. «В те времена было сложнее найти обувь, чем продать ее. Конкуренции практически не было», — вспоминает предприниматель.
Кроме того что Милек предлагал более дешевый товар, по его словам, он гораздо больше работал, начиная в пять утра и закрываясь поздно вечером. За короткое время он нанял шесть человек для продажи обуви на рынке Любина и купил небольшой склад.
К 1996 г. он начал открывать франчайзинговую сеть магазинов дешевой обуви под названием Golden Feet. Милек нажимал на поставщиков, предлагая наличные, в то время как конкуренты вынуждены были покупать в кредит. Он привлекал бедных поляков, вынимая обувь из коробок и сваливая ее в корзины, чтобы не отпугнуть их слишком шикарной презентацией.
«Внешний вид был не так важен, как цена», — признает Милек, не оправдывающийся, что не носит обувь, продаваемую его компанией. Франшизополучатели Милека, в большинстве своем торговавшие в помещениях из переделанных транспортировочных контейнеров, были обязаны покупать всю обувь исключительно у него. Непослушные в один прекрасный день обнаруживали поблизости от своего магазина новый Golden Feet.
Новая дистанция
В 1999 г., когда польский сектор организованной розничной торговли начал расти, а в крупных городах появились современные торговые центры, Милек решил открыть сеть магазинов под названием CCC, торгующих обувью среднего ценового диапазона. Сейчас магазины этой сети представлены практически во всех торговых центрах страны.
К 2000 г. у него уже была обувная фабрика, в 2004 г. он выпустил акции компании на Варшавскую фондовую биржу.
Сегодня благополучная компания NG2 устремляется на самое «дно» рынка, собираясь открыть новую сеть магазинов под названием Boti, предназначенную для еще более бедных клиентов в небольших городках и деревнях, где торговых центров нет вовсе. Boti займет место маленьких семейных магазинчиков, которые не смогут конкурировать с ней по цене, а также на открытых рынках, которые до сих пор обслуживают наименее состоятельных потребителей, но где атмосфера не сравнится с более современными магазинами.
Кризис на руку
Во время кризиса число покупателей, для которых важен каждый злотый, вероятно, вырастет. Милек предсказывает, что в этом году по крайней мере достигнет уровня прибыли 2008 г. в размере 103 млн злотых ($33 млн), и первые показатели выглядят многообещающе.
Выручка за I квартал уже составила $46,6 млн (20% роста по сравнению с тем же периодом прошлого года). Правда, прибыль пока всего $1,3 млн (73% падения по сравнению I кварталом 2008 г.), в основном из-за падающего курса злотого. Это зависит и от того, что стало дорого покупать обувь в Китае и платить аренду в местных торговых центрах, которую все чаще пересчитывают в евро. Но Милек по-прежнему надеется достичь плановой прибыли.
«Я не удивлюсь, если они побьют прошлогодние цифры», — говорит Анни Красинска, аналитик пражской брокерской компании Wood & Co.
В начале прошлого месяца Милек открыл в Любине торговый центр стоимостью 300 млн злотых, построенный на месте рынка, где он начинал торговать обувью 18 лет назад. На строительство круглого, в авангардном стиле торгового центра, где смогут разместиться 130 магазинов, не пожалели расходов.
«Я начинал торговать обувью с металлической кровати на этом самом месте, а теперь построил здесь лучший торговый центр в Польше, — улыбается Милек. — Это… памятник мне».
Покупать не перестанут
Анни Красинска
аналитик брокерской компании Wood & Co
Люди не перестанут покупать, просто они будут более тщательно выбирать, где покупать. Страдают в основном дорогие магазины, поскольку многие меняют дорогие бренды на более дешевые
Справка:
NG2
Сеть обувных магазинов
Насчитывает 614 обувных магазинов под брендами CCC, Boti, Quazi в Польше и Чехии.
pКрупнейшие акционеры – президент компании Дариуж Милек (55,9%), Лежек Гашорек (11,98%). Котируется на Варшавской фондовой бирже.
Финансовые показатели (2008 г.):
выручка – $260,6 млн,
чистая прибыль – $36,3 млн.
Капитализация – $461 млн.
FT, 2.06.2009, Ирина Окунькова