В конце июля вступил в силу закон, запрещающий продажу алкоголя с 23.00 до 8.00. Пока норма распространяется только на вино, но некоторые ритейлеры также уже ограничили продажу пива в ночное время.
22 июля 2011 г. был утвержден федеральный закон N 218 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно новому закону, по всей стране с 23.00 до 8.00 запрещается розничная продажа алкогольной продукции. Под алкогольной продукцией понимаются напитки с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, в том числе вино и пиво. При этом норма, приравнивающая пиво к алкоголю, вступает в силу лишь спустя год после опубликования закона, а запрет на розничную продажу этого напитка крепостью от 5% в ночное время будет действовать с 1 января 2013 г.
В ряде российских регионов на момент принятия нового закона уже действовали различные ограничения по продаже алкоголя в ночное время. Так, в Санкт-Петербурге с 2006 г. запрещена продажа алкоголя, содержание этилового спирта в котором превышает 15 градусов, в ночное время суток (с 23.00 до 7.00). В Москве с 1 сентября 2010 г. перестали продавать крепкий алкоголь с 22.00 до 10.00.
После вступления в силу ФЗ 218 в большинстве продуктовых сетей, которые работают круглосуточно, появились сообщения, уведомляющие покупателей о том, что теперь запрет распространяется не только на крепкие напитки и призывающие тщательнее планировать свои покупки.
Так, в петербургской «Ленте» транслируется объявление о том, что с 23.00 до 8.00 часов в гипермаркетах сети нельзя купить алкоголь с содержанием этилового спирта выше 1,5 градусов. По словам представителя компании Яны Могилевой, вступление в силу закона никак не сказалось на продажах алкогольной продукции. «В Петербурге уже действовал закон о запрете продаж крепкого алкоголя в ночное время. Поскольку на пиво запрет пока не распространяется, новые правила коснулись только вина, покупка которого не является спонтанной. Покупатели восприняли новые правила спокойно», — сообщила она.
Подобные сообщения в алкогольных отделах своих магазинах разместила и Х5 Retail Group. Однако многие покупатели сочли, что запрет распространяется и на пиво, по поводу чего выражали свое недовольство. «Поэтому мы вешаем рядом отдельные таблички с надписью «Пиво продается», — сообщила представитель компании Татьяна Николаева.
Сеть «О’Keй» избежала возможных недоразумений, сразу указав в сообщении, что запрет не касается «пива и напитков изготовленных на его основе, а так же натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта». «Жалоб со стороны покупателей нет. На продажах ограничение не сказалось, так как большинство наших магазинов работает с 9.00 до 23.00», — сообщил представитель компании Артем Глущенко.
Однако проблемы с трактовкой нового алкогольного закона возникли не только у покупателей, но и у ритейлеров. Так, петербургский ритейлер «Народная 7Я семьЯ» уведомила своих покупателей о том, что с 22 июля в магазинах сети с 23 до 8 часов нельзя купить «алкоголь и пиво крепостью от 5%». По словам управляющего компанией «Интерторг» Олега Рыбакова, такое решение было обусловлено недостаточно четкими формулировками в тексте законодательного акта. «Однако многие покупатели высказывают свое недовольство, поэтому не исключено, что мы снимем запрет на продажу пива в ночное время», — отметил он.
Особенно недовольны грядущим запретом на продажи пива в ночное время специализированные алкогольные сети. К примеру, в компании «Норман-Виват» не исключили, что перестанут работать круглосуточно после вступления соответствующей нормы в законную силу, аргументируя это тем, что "желающих купить ночью кока-колу не так много".
Ритейлеры, ограничившие продажу не только вина, но и пива, поступают правильно, так как закон может допускать неоднозначные трактовки, отмечает юрист «Бейкер и Маккензи» Игорь Кокин. «В законе, ограничивающем потребление алкоголя, действительно образовался некий вакуум. Формально, пока нормы, приравнивающие пиво к алкоголю, не вступили в силу, его можно теперь продавать даже в детских садах и школах. Однако вряд ли кому-то удастся делать это безнаказанно, так как дух закона все-таки предполагает ограничение продажи».
Впрочем, по мнению юриста, ритейлеров, которые пока продолжают продавать пиво в ночные часы, вряд ли будут привлекать к ответственности.
По словам Игоря Кокина, ритейлерам вряд ли удастся каким-либо образом обойти ночной запрет на продажу алкоголя. «Идея выдавать депозитные карточки, по которым покупатель может взять товар (алкоголь) в долг, а пробивать его по кассе его на следующий день в положенное время суток, не кажется мне реалистичной. Контролирующие органы посчитают фактом покупки передачу товара в руки покупателя вне зависимости от того, когда он оплачен», — пояснил он.