Кризис продолжает формировать макроэкономическую повестку. По оптимистичным прогнозам, окончательное избавление от него произойдет не ранее 2012 года. Кардинально подкосив докризисные механизмы роста, он может стать причиной инерционного развития России. Чтобы не дойти до полной остановки, стране нужно активизировать присутствие на внешних рынках и модернизировать экономические институты.

Эксперты ВШЭ в докладе «Сценарии и альтернативы макроэкономической политики», который будет представлен сегодня на XII международной конференции, утверждают, что во время кризиса Россия не только оказалась менее устойчивой к внешним шокам, чем экономики других крупных стран, но утратила механизмы роста, работавшие на протяжении десяти предкризисных лет.

По их мнению, сейчас экономика продолжает наращивать потери от кризиса. «На содержательном уровне кризис нельзя считать преодоленным», — выразили похожую точку зрения эксперты рабочей группы №1 по переработке Стратегии-2020 в отчете о первых итогах работы.

«Риски и ограничения экономического роста в России определяются затяжным характером выхода ведущих мировых экономик из кризиса и отсутствием расширения физических объемов спроса как на сырье, так и на несырьевые товары россий­ского экспорта», — уверен руководитель научного направления ИЭП Сергей Дробышевский. При благоприятном ходе развития мировой экономики преодоление кризиса в ведущих странах завершится лишь к началу 2012 года. Тогда в 2013 году темпы роста мировой экономики могут достичь 4—4,5%.

В своем макроэкономическом прогнозе для России на 2011—2013 годы г-н Дробышевский традиционно выделяет три пути развития: базовый, оптимистический и сценарий бюджетной экспансии. В первом варианте положительные темпы роста реального ВВП до конца 2013 года не превысят 3%, что только на 4,3% превысит уровень 2008 года. Тем не менее ВВП на душу населения России в 2013 году превысит уровень 2008 года примерно на 20%.

В рамках оптимистического сценария эксперты ИЭП допускают более высокие темпы роста мировой экономики — до 5% в год, а приток капитала в Россию — до 3,5% ВВП. Экономика страны в таких условиях будет расти до 3,5—4,5% в год. Таким образом, к концу 2013 года реальный ВВП будет примерно на 7% выше, чем в 2008-м, а ВВП на душу населения увеличится в 2012 году (по сравнению с 2007-м) на 40%.

Сценарий бюджетной экспансии связан с дополнительной нагрузкой на бюджет в предвыборный период. «В этом сценарии, несмотря на благоприятные внеш­ние условия, сохраняется дефицит бюджета на уровне 5—5,5% ВВП, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста и реальных инвестициях», — отмечает г-н Дробышевский. По сути, такой путь предполагает усиление зависимости экономики от цен на нефть и формирование предпосылок для бюджетного кризиса в будущем.

Эксперты ВШЭ больше внимания уделяют долгосрочному развитию и считают одним из наиболее вероятных сценариев инерционный. «Рост в России будет сохраняться, но его темпы будут медленно затухать. За 20 лет российский ВВП может вырасти примерно на 50%, но из-за того, что мировая экономика будет расти существенно более высокими темпами, доля России в мировом ВВП заметно снизится», — считают они. Чтобы отойти от инерционного сценария, нужно немедленно начать модернизационные институциональные реформы.

По их мнению, долгосрочный устойчивый рост возможен исключительно при более активном вовлечении России в международные экономические отношения. «Стратегической целью может стать достижение темпа роста несырьевого экспорта на уровне не менее 25% в год, что позволит повысить темпы экономического роста до 5—7% в год. При этом к 2030 году доля несырьевого экспорта может превысить 50% в общем объеме российского экспорта, а доля нефтегазовых доходов федерального бюджета составит менее 20%, что позволит говорить об уходе от унизительной сырьевой зависимости», — уверены в ВШЭ.

По мнению реаниматоров Стратегии-2020, Россия должна перейти к стимулированию предложения — через институциональные реформы, более эффективное изъятие природной ренты и значительное ограничение ее использования для финансирования расходов бюджета, снижение издержек производ­ства — как налоговых, так и транзакционно-коррупционных.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments