В 2004 г. инвестбанкир Мария Кичеева организовала ателье гастрономических подарков «Хэппипак». А затем перешла туда на постоянную работу. По итогам 2008 г. оборот ее компании превысил 11,8 млн руб.
Казалось бы, карьера Марии Кичеевой складывалась на редкость удачно: MBA в американской бизнес-школе Mendoza при Нотрдамском университете, карьерный рост в банке ABN Amro, где она стала вице-президентом, партнерство в компании «Кокопелли консалтинг групп». Бывшие коллеги до сих пор удивляются, что карьеристка Кичеева оставила инвестиционный бизнес и колдует над имбирными человечками.
«Для банковской деятельности я, наверно, слишком эмоциональный человек», — признается она. В подарочном бизнесе пока эмоциональная составляющая ничуть не меньше интеллектуальной. «Единственная потеря — я перестала останавливаться в пятизвездочных отелях», — смеется Кичеева.
Подарки вместо арестов
Частным предпринимательством Кичеева занялась случайно. Ее бывший муж Николай Капитоненко, один из топ-менеджеров ТНК-ВР, летом 2003 г. задумал создать розничную сеть упаковочных салонов «Хэппипак». В запуск инвестировал 36 000 евро из собственных сбережений. В первый год выручка компании составила 352 000 руб., и бизнесмен разочаровался в идее.
При разводе весной 2004 г. бренд, шесть столов и несколько рулонов упаковочной бумаги достались Кичеевой. Столы в итоге пришлось раздать, найти им применение не удалось. Чисто упаковочный бизнес Кичееву не вдохновил, но натолкнул на мысль заняться подарками.
Однажды коллеги из консалтинговой компании A. T. Kearney рассказали Кичеевой, что им нужен подарок для сотрудницы. Она предложила свои услуги. Подарок понравился, заказали еще.
Изначально бросать высокооплачиваемую работу в консалтинге Кичеева не планировала и наняла для «Хэппипака» двух сотрудниц. К концу лета стало понятно, что подарки приносят деньги, и Кичеева полностью ушла в свое дело. Да и проект для ЮКОСа, которым Кичеева занималась летом 2004 г., был уже никому не нужен — в компании шли аресты.
Съедобные эмоции
В сентябре 2004 г. Кичеева стала целенаправленно искать корпоративных заказчиков. Она знала, что стандартные календари, кружки и прочие сувениры никаких эмоций не вызывают.
Подарки должны быть более личностными: конфеты, печенье, варенье, наборы для глинтвейна, чайные и кофейные наборы, решила Кичеева. Ориентировались на бюджеты от 1000 до 6000 руб. за подарок. В первый же Новый год выручка «Хэппипака» составила 723 000 руб.
«Специализированных компаний, предлагающих что-то оригинальное в продовольственной зоне, практически нет», — утверждает Виктор Левченко, исполнительный директор Русской ассоциации поставщиков и производителей сувениров. Самое главное в этом бизнесе — идея, уверен он: «восемь имбирных печений с логотипами все равно приятнее, чем восемь ежедневников».
Межсезонье с марта по сентябрь Кичеева потратила на разработку собственных рецептов. И в 2005 г. заработала более 3 млн руб., а круг клиентов пополнился западными банками Unicredit, Raiffeisenbank, Commerzbank и т. п. «Вкусы сотрудников таких компаний мне были очень понятны», — поясняет Кичеева.
До кризиса выручка подарочного бизнеса ежегодно удваивалась. В 2006 г. достигла 6 млн руб., в 2007 г. — 12,4 млн руб. И только в 2008 г. рост приостановился и «Хэппипак» заработал 11,8 млн руб.
С ложкой к людям
В 2008 г. «Хэппипак» вышел в розницу. Идея вызревала четыре года, и летом 2008 г. появился бренд half-a-teaspoon. В наших изделиях всегда находится место для пол чайной ложки творчества, поясняет она.
«Началось с того, что года три назад мы с дочкой к Новому году состряпали имбирных человечков и повесили их на елку», — рассказывает Кичеева. Она предложила продавать таких человечков в сети ресторанов Correa’s. Тем более что управляющий партнер ресторанов Cafe Correa’s Руслан Раджапов когда-то учился с Кичеевой в одной бизнес-школе и никогда и не сомневался в состоятельности ее идей и рецептов, рассказал он.
Основная производственная площадка, а сейчас и главная мастерская, и зона розничных продаж Кичеевой разместились в ресторане «Дымов № 1» в центре Москвы на Софийской набережной. В ресторане всегда был небольшой магазин на входе, где перед Новым годом продавались и подарки от «Хэппипака». Но в отличие от девяти других точек продажи не шли. «Я два дня провела, наблюдая за происходящим. Посетители ресторана проходили мимо, не задерживаясь», — вспоминает Кичеева.
Она рассказала о наблюдениях владельцу ресторана Вадиму Дымову. Тот рискнул отдать всю эту зону под half-a-teaspoon, говорит Кичеева. Уже по итогам мая выручка от продаж кондитерских изделий в «Дымов № 1» превысила 150 000 руб.
Творчество на кухне
«Заполненность рынка качественной кондитеркой пока невысока», — считает Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании Restcon. Но решение продавать кондитерские изделия в ресторанах не кажется ему правильным. Продажи будут привязаны к посещаемости ресторана, считает он. Более перспективным ему кажется формат независимых торговых точек, таких, как, например, «Андреевские булочные». По его прогнозу, в ближайшие 2-3 года рынок кондитерских вырастет минимум вдвое. А средний чек останется довольно высоким — 300-500 руб. «Мне кажется, что чем меньше на нас активов, тем лучше», — возражает Кичеева. Свой бизнес для себя она определила как «творчество на кухне». «Два раза в неделю мы химичим на кухне в “Дымове” и приглашаем всех желающих присоединиться. За участие в мастерской берем 400 руб., просто чтобы оправдать затраты на продукты», — рассказывает Кичеева.
«Это хитрый ход конем, — полагает Петраков. — Лояльность к бренду человека, принявшего участие в производственном процессе, гораздо выше, и он распространяет эту лояльность на свой круг общения».
Кризис не помеха
По данным ИА «Интегрум», емкость рынка корпоративных подарков в 2008 г. составила $351 млн. В кризис сегмент не только не уменьшился, но, по прогнозам аналитиков «Интегрума», в 2009 г. емкость рынка вырастет до $379 млн, а к 2012 г. превысит $608 млн.