Эффективность использования трудовых ресурсов почти во всех сегментах российской экономики в разы ниже, чем на Западе, подсчитали для РБК daily в ГК «Институт тренинга — АРБ Про». Главные причины отставания — неразвитые технологии и плохой менеджмент. Сама система работы компаний построена так, что приходится подстраивать процессы под каждого нового руководителя и терять в эффективности работы, считают эксперты.
Согласно исследованию, по показателю выручки на сотрудника российские компании отстают во всех областях. Самый большой отрыв в авиации: производительность труда в АХК «Сухой» в девять раз меньше, чем в Boeing, и в десять раз меньше, чем в EADS. В банковском секторе выручка на сотрудника Сбербанка (120,4 тыс. долл.) в шесть раз меньше, чем у BNP Paribas. Также в шесть раз меньше производительность труда в ЛУКОЙЛе по сравнению с Exxon или Shell.
Немного позитивнее выглядит картина в ритейле. Производительность труда у лидера рынка X5 Retail Group всего в 1,5 раза ниже, чем у Tesco, и в 2,8 раз меньше, чем у Metro Group. Но у других компаний отрасли ситуация намного хуже: в большинстве сетей каждый сотрудник приносит 80—120 тыс. долл. в год, в то время как для сети 7-Eleven этот показатель в среднем равен 558 тыс. И только телекому удалось догнать Запад: выручка на сотрудника в МТС всего на 67% меньше, чем у Vodafone, и даже на 75% больше, чем у France Telecom.
Причин отставания много: низкая стоимость труда, которая делает труд большого штата для компании выгодным, узость рынка российских компаний по сравнению с мультинациональными конкурентами, слабое использование аутсорсинга, неэффективные бизнес-процессы и устаревшие технологии. «Мы колоссально отстаем в логистических технологиях. Многие компании заменяют отсутствующие технологии людьми — отсюда снижение выручки на сотрудника», — считает консультант ГК «Институт тренинга — АРБ Про» Демид Голиков. По его мнению, инвестировать в технологии невыгодно из-за существующих рисков и процентных ставок.
Но корень проблемы лежит в сфере неэффективного управления. «Большинство компаний имеет недееспособный и малополезный управленческий учет, большому числу руководителей лишь на словах знакомы такие понятия, как «бережливое производство» или «управление в реальном режиме времени», — говорит Демид Голиков. Если бизнес оцифрован недостаточно и решения принимаются спустя какое-то время, то и ресурсы используются с простоями, и ошибки приходится исправлять, и возможности оказываются упущенными.
Партнер «Агентства Контакт» Галина Спасенова считает, что производительность труда в России сильно зависит от компании: «Так, крупные производители в пищевой промышленности вынуждены поддерживать высокий уровень производительности труда, чтобы конкурировать с иностранными компаниями по цене и качеству продукта, иначе их продукт будет вытеснен с рынка».
По ее мнению, основная проблема низкой производительности труда — проблемы с выстраиванием бизнес-процессов. Многие компании второго эшелона не уделяют этому большого внимания, поддерживая конкурентоспособность продукта за счет более дешевой рабочей силы и сырья. Кроме того, стратегия работы компаний меняется с приходом новых менеджеров. «В иностранных компаниях внутренняя структура заточена под бизнес-процесс, и новый управленец, приходя в компанию, не меняет эту структуру. У нас структура зачастую подстраивается под конкретных людей, и каждый новый менеджер имеет полномочия вносить изменения в процесс работы, что на некоторое время может снизить эффективность», — говорит г-жа Спасенова.