В российском законодательстве понятие франчайзинга не определено. Такие отношения называются коммерческой концессией, но смысл тот же. По договору коммерческой концессии вы приобретаете франшизу и можете действовать от имени вашего франчайзера (продавца франшизы), использовать его известный бренд, товарный знак, рецепт. Конечно, для многих предпринимателей это притягательно. Владельцу франшизы не придётся исследовать рынок, тратить много денег на рекламу: у вашего предприятия уже при открытии будет узнаваемость и репутация. Также франчайзеры часто сопровождают своих предпринимателей: проводят обучение, помогают найти эффективные способы построения бизнеса, делятся связями с контрагентами. 

Но стоит помнить о том, что, покупая франшизу, вы столкнётесь и с рядом минусов.

1. Большие финансовые расходы

В стоимость франшизы не входят расходы на аренду помещения, оборудование, подбор персонала. Кроме отчислений франчайзеру, вам понадобится капитал на всё остальное.

2. Большие ограничения

Вам придётся забыть о своих идеях и полностью следовать установленным правилам. Нововведения франчайзеры не приветствуют. Поставщики могут поставлять вам продукцию не по самым выгодным ценам, но у других вы закупаться, скорее всего, не сможете. Кроме этого, контрактом часто предусмотрены ограничения по выходу из франчайзинговой системы. К примеру, может быть предусмотрено, что вы не должны осуществлять предпринимательскую деятельность в течение нескольких лет после расторжения договора.

На что обратить внимание

При выборе франчайзера, постарайтесь узнать о нём, как можно больше информации. Составьте небольшой план вопросов, которые вам необходимо выяснить о компании. Важными будут следующие показатели:

– история бренда и торговой марки;

– успешность развития собственных фирм;

– как долго существуют франшизные предприятия;

– условия приобретения франшизы;

– формы вознаграждения франчайзера;

– требования франчайзера к вашей деятельности;

– обучение и консультации в течение всего срока действия контракта;

– поставка необходимого сырья;

– условия расторжения договора.

Хороший способ узнать франчайзера в деле — пообщаться уже с действующими предприятиями по его франшизе.

Весь пакет документов на приобретение франшизы желательно исследовать с юристом. Особое внимание уделите разделу "Права и обязанности сторон": в договоре должен быть определён полный перечень прав. Желательно, чтобы было предусмотрено условие об исключительном праве вести свою деятельность на конкретной территории. Тогда вы не столкнётесь с ситуацией, когда рядом с вами откроется предприятие под тем же брендом.

Кроме этого, проследите, чтобы обучение и поддержка, обещанные вам, тоже были зафиксированы в договоре.

Ещё одним существенным условием в контракте является вознаграждение франчайзера. Форма вознаграждения может быть разной: фиксированный платёж или отчисления от выручки. Фиксированные платежи становятся выгодными при крупном бизнесе с хорошим доходом. На старте оптимальным, скорее, будет процент от выручки. Причём некоторые франчайзеры могут снижать размер процента, если вы улучшаете свой результат. В торговой сфере распространены наценки на товар для перепродажи. Вознаграждение вашего франчайзера уже изначально может быть заложено в оптовую цену товара, который вы закупаете.

Условия расторжения договора могут быть самыми разнообразными. Постарайтесь договориться, чтобы этот раздел был прописан максимально прозрачно. Вам необходимо чётко понимать ваши риски в случае, если вы решите досрочно отказаться от франшизы. Чаще всего франчайзеры используют запрет на предпринимательскую деятельность в той же сфере в течение нескольких лет после расторжения договора. При этом могут быть также предусмотрены различные компенсации.

Встречаются контракты с правом франчайзера расторгнуть договор в одностороннем порядке, в случае если бизнес ведётся ненадлежащим образом. Обязательно позаботьтесь о подробной расшифровке такого пункта, чтобы выяснить, при каких нарушениях вы можете потерять контракт.

Самым небезопасным условием расторжения договора может быть запрет на конкуренцию. Он заключается в том, что вы обязаны закрыть свой бизнес, если ваш франчайзер решит открыть точку под тем же брендом на одной территории с вами.

Заключённый договор необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Согласно Гражданскому кодексу, это должен делать франчайзер, но в договоре может быть установлено, что зарегистрировать его нужно вам самостоятельно.

И ещё одна рекомендация: первым делом найдите помещение для вашего бизнеса, а только потом занимайтесь франшизой — предложений на этом рынке намного больше, чем подходящих мест. Также не стоит покупать франшизу на последние деньги — вам потребуется ещё достаточно вложений.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments