X5 Retail Group приступила к созданию сети «Пятерочка» в Чувашии. В субботу ритейлер, уже имеющий в регионе три супермаркета «Перекресток» и гипермаркет «Карусель», открыл в Чебоксарах первый магазин в формате «мягкий дискаунтер». Параметры развития сети оператор не раскрывает. Местные игроки, не выражая серьезных опасений в связи с проектом конкурента, говорят, что до конца года X5 Retail Group планирует открыть в Чувашии еще 15-20 «Пятерочек», что позволит ему занять до 7% рынка.
X5 Retail Group N.V. открыла в Чебоксарах первый дискаунтер «Пятерочка» на улице 139-й Стрелковой дивизии. Общая площадь магазина составляет 638 кв. м, площадь торгового зала — 395 кв. м. Как сообщил „Ъ“ директор Волго-Вятского филиала X5 Retail Group Дмитрий Груданов, ассортимент магазина около 3 тыс. наименований, 80% которых — продовольственные товары. Инвестиции в открытие магазина не сообщаются. По словам господина Груданова, помещение торговой точки находится в аренде.
Он рассказал, что компания в нынешнем году планирует дальнейшее открытие дискаунтеров в Волго-Вятском регионе (Нижегородская область, Чувашия и Марий Эл), однако их число не сообщается. «Приоритет будет отдаваться проектам с минимальным сроком окупаемости, например, открытие „Пятерочек“ на условиях аренды,— сказал господин Груданов.— Кроме того, мы рассматриваем предложения и о покупке земли или строящихся объектов. При этом готовы строить сами или выступать партнерами строительства. Не так давно мы возобновили программу собственного строительства, которая была заморожена более полутора лет». По словам господина Груданова, ритейлер также анализирует рынок M&A (слияния и поглощения). «Мы получаем множество предложений от компаний, в том числе и с тяжелым финансовым положением»,— отметил он.
Вопрос, на какую долю местного рынка рассчитывает компания в связи с открытием новых торговых точек, в X5 Retail Group также оставили без комментариев. На конец августа ритейлер был представлен в Чебоксарах тремя супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетом «Карусель». С учетом открывшейся «Пятерочки» общая торговая площадь магазинов компании в Чебоксарах составляет 7 тыс. кв. м.
X5 Retail Group N.V.— крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Управляет 1135 магазинами «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 275 супермаркетами «Перекресток», 62 гипермаркетами «Карусель», а также 42 магазинами «у дома». Акционерами компании являются Альфа-групп — 47,9%, основатели «Пятерочки» — 23,1%, менеджмент компании — 1,9%, казначейские ГДР (Treasury Stock) — 0,1%, в свободном обращении находятся 27% акций в форме ГДР. Чистая выручка за 2009 год составила $8,72 млрд, чистая прибыль — $165 млн.
Опрошенные „Ъ“ работающие в Чувашии ритейлеры считают, что появление нового игрока не приведет к «серьезному переделу». «Максимум, на что они (X5 Retail Group. —„Ъ“) могут рассчитывать,— это занять 7% местного рынка»,— сказал руководитель местной сети магазинов «Евроспар» (оператор «Спар Миддл Волга») Михаил Артамонов. «Мы не боимся появления „Пятерочки“. В Нижнем Новгороде мы торгуем с „Пятерочкой“ рядом, лоб в лоб, и торгуем неплохо, уживаемся. Однако появление сильного игрока — стимул для осмысления и оценки своих действий»,— добавил он. Господин Артамонов сказал, что располагает информацией о том, что X5 Retail Group планирует до конца года открыть в Чебоксарах еще 15 магазинов.
Руководитель считающейся основным игроком рынка продовольственного ритейла в Чувашии — сети «Севен» (имеет 44 магазина в республике, владелец ООО «АмиКо», Нижний Новгород) Виктор Казаков сказал „Ъ“, что, по его данным, X5 Retail Group «хочет открыть порядка 20 магазинов». Господин Казаков также не ожидает «никаких серьезных изменений на рынке и большого оттока покупателей (из магазинов уже действующих в Чувашии сетей.—„Ъ“)». Однако он прогнозирует возможное снижение розничных цен — до 20% — на отдельные товары, отмечая, что «запас прочности у этой компании довольно сильный, чего нет у местных операторов». Господин Казаков считает, что с учетом аренды, закупки оборудования и формирования запаса товаров новому игроку открытие магазина и «вход» на чебоксарский рынок обошлись в сумму 20 до 28 млн руб. , из которых 10-15 млн руб. составляют «товары под открытие» магазина.