В конце прошлой недели почти 30 магазинов сети «Пятерочка» лишились привычных вывесок — вместо логотипа сети над входами в магазин сейчас значится только надпись «Универсам», выполненная в той же цветовой гамме. НГС.БИЗНЕС решил разобраться, что происходит с крупнейшей в городе сетью продмагов. В компании «Новые торговые системы», которой принадлежат все новосибирские «Пятерочки», изменение внешнего вида объясняют нежеланием платить «поборы», которыми облагают ритейлера городская администрация, а также ТСЖ и управляющие компании, считающие крупную вывеску на магазине рекламой. Другие ритейлеры признают, что такая статья расходов у них действительно существует, однако утверждают, что она не так велика, чтобы лишать свой магазин или ресторан узнаваемости.
Как сообщил НГС.БИЗНЕС директор по корпоративному управлению группы компаний «Новые торговые системы» (НТС) Александр Агеев, НТС сама приняла решение демонтировать вывески на части (30 из более чем 100) магазинов сети «Пятерочка», заменив их на нейтральное обозначение формата магазина — «Универсам». Этот шаг ритейлер объяснил тем, что владельцы НТС, якобы, столкнулись с «диктатом» со стороны части управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые требуют существенных выплат за право размещения фирменной вывески магазина, считая ее рекламой. Речь идет о магазинах, находящихся в жилых зданиях.
Существенные суммы, по словам Агеева, приходится перечислять и в городской бюджет, поскольку мэрия трактует любую крупную вывеску как наружную рекламу и требует платить за ее размещение на городских улицах по тарифам, установленным Городским центром наружной рекламы (ГЦНР). Согласно решению городского Совета о правилах размещения наружной рекламы, не облагаются пошлиной за размещение «наружки» только «информационные таблички», на которых должны быть указаны вид деятельности, организационно-правовая форма и режим работы. Максимальный размер не облагаемой пошлиной таблички установлен в 2 кв. метра.
Топ-менеджер НТС утверждает, что годовые расходы на содержание вывесок у его компании приближаются к 28 млн рублей (при прогнозируемой прибыли в этом году в 100 млн рублей).
«Это очень много, — говорит Агеев. — Некоторые вывески обходятся нам в 20 тыс. рублей каждая ежемесячно, и нам, естественно, приходится эти затраты включать в наценку».
В НТС признают, что не смогли договориться с рядом ТСЖ о снижении платежей, имеют сейчас задолженности перед ними. В некоторых случаях конфликты даже дошли до стадии отключения электроэнергии в магазине.
«Столкнувшись с такой ситуацией, мы приняли решение снять вывески с тех магазинов, где у нас есть проблемы, оставив только надпись «Универсам», которая рекламой уже не является.
То, что содержание магазина в жилом доме приводит к дополнительным издержкам, признает и генеральный директор компании «Холидей» Алексей Захаров. «Но до того, чтобы снимать вывески у нас не доходило, — все решается путем переговоров», — говорит глава «Холидея».
Руководитель отдела маркетинга компании «Фуд-мастер» Анна Любарская также признает, что вывески обходятся заведениям «Фуд-мастера» недешево, однако отмечает, что проблемы возникают только с ТСЖ, которые иногда пытаются заработать «по максимуму» на магазинах и предприятиях общепита, открытых в здании, находящемся в ведении ТСЖ. Но о том, чтобы отказаться от вывески вовсе с целью экономии средств, в «Фуд-мастере» никогда не задумывались.
Алексей Захаров считает, что владельцы НТС, скорее всего, просто «пошли на принцип», поскольку у самого «Холидея» содержание вывески редко обходится дороже 10 тыс. рублей в год.
У «Холидея», впрочем, «платная» вывеска с указанием названия сети сравнительно невелика, а основная площадь приходится на большую надпись «супермаркет», которая не считается рекламной.
Участники рынка предполагают, что смена вывесок может быть связана также с какими-то претензиями со стороны владельца торговой марки «Пятерочка» — столичной компании X5 Retail Group. Летом прошлого года юристы X5 действительно выдвинули против своего франчайзи обвинения в неправомерном использовании торгового знака «Пятерочка», и даже добились возбуждения уголовного дела. Претензии у столичной компании возникли, когда НТС перевела свои магазины под этим брендом на новые юридические лица до того, как на них были заключены новые договоры франчайзинга. Однако уже в сентябре обе стороны объявили о том, что конфликт решился миром.
Начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов сообщил, что не знает о каких-то новых претензиях со стороны его организации к новосибирскому франчайзи.