Крупный российский оператор розницы — X5 Retail Group возвращается в Башкирию с собственной сетью универсамов «Пятерочка». В прошлом году он расстался с давним региональным франчайзинговым партнером — компанией «Салют-торг» депутата Курултая Ильдара Гарифуллина. X5 Retail Group планирует до конца года открыть в республике 15 универсамов. Вложения в развитие розницы группа не раскрывает. Участники рынка прогнозируют, что у X5 возникнут трудности с торговыми площадями.

Вчера директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов подтвердил „Ъ“, что группа начала формировать собственную сеть универсамов «Пятерочка» в Уфе и других городах региона. С конца сентября компания открыла пять магазинов в Башкирии — по одному в Уфе, Стерлитамаке и Туймазах, два — в Салавате, до конца года рассчитывает увеличить сеть до 15-ти магазинов, а также приступить к строительству третьего гипермаркета «Карусель» — в микрорайоне Сипайлово. Объем вложений в разворачивание сети, предпочтения по вариантам покупки или аренды торговых площадей, равно как и планы по глубине проникновения сети, в компании уточнять не стали.

X5 Retail Group развивает универсамы «Пятерочка», «Копейка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель». Сетевым лидером розницы в Уфе является бывший партнер федерального ритейлера — ООО «Салют-торг», бывший франчайзи X5 Retail, который затем перевел универсамы под собственный бренд «Байрам» (77 магазинов в Уфе и 25 в республике). Местная сеть «Полушка» (оператор ЗАО «Форвард») включает 56 магазинов в Уфе и 14 в районах. Третий местный ритейлер ООО «Универсал-трейдинг» (универсамы «Матрица») включает 1 гипермаркет, 29 супермаркетов в Уфе и 9 магазинов за ее пределами. Федеральные сети представлены: «Магнит» (ЗАО «Тандер») одним гипермаркетом и 23 универсамами в Уфе (еще 53 — в регионе), «Монетка» (ООО «Элемент-трейд-Уфа») 10 магазинами в Уфе и 23 в регионе. X5 представлен в Уфе также тремя супермаркетами «Перекресток».

По информации заместителя главы администрации Уфы Марата Галиуллина, курирующего потребительский рынок, Х5 до конца года откроет в городе еще «парочку магазинов». «Но планы расширения сети есть и у других компаний — например, „Магнита“ и „Монетки“, емкость уфимского рынка позволяет их реализовать, у нас есть целые микрорайоны, где не представлены продуктовые дискаунтеры, например, Затон, Дема, Инорс, мы рекомендуем заходить именно туда»,— отметил господин Галиуллин.

Ильдар Гарифуллин полагает, что у Х5 «не возникнет трудностей» с развитием своей сети, поскольку «помещения для магазинов есть, дальнейшее будет зависеть от персонала и их мотивации на успех». Он считает, что группа правильно отказалась от работы с франчайзи в регионе, так как «прибегать к его помощи нужно, когда компания не может зайти на местный рынок сама или у нее нет репутации в регионе, а у Х5 таких проблем сегодня нет».

В то же время территориальный менеджер сети «Монетка» Виктор Торошин считает прогноз бывшего партнера сети излишне оптимистичным. По его данным, у федеральных ритейлеров возникают проблемы с развитием в Башкирии, главным образом из-за дефицита торговых площадей. «У администраций сложились определенные предпочтения к сетям,— отмечает менеджер,— местным развиваться проще, а федеральные сети вынуждены в переговорах соревноваться друг с другом и перебивать в цене».

Трудностей федеральным игрокам собираются добавить и региональные власти. Летом этого года президент республики Рустэм Хамитов возмутился, что для российских розничных операторов и компаний сотовой связи Башкирия стала «удобной площадкой для выкачивания денег». Он предложил местному парламенту принять законы, которые обязали бы филиалы российских торговых сетей платить налоги в региональный бюджет. Пока эта идея не получила законодательного продолжения.

Аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина оценивает вложения Х5 в открытие одного универсама на условиях аренды в Уфе ориентировочно в 60-110 млн руб., со сроком окупаемости пять лет. Эксперт полагает, что оператору проще развиваться, арендуя площади. «Это помогает быстрее открывать магазины, что важно для обеспечения конкурентоспособности и роста доли на рынке. По итогам 2011 года Х5 увеличила количество арендованных площадей»,— поясняет госпожа Пичугина. Аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин согласен, что аренда — «наиболее оправданный для ритейла вариант», так как «строительство собственных объектов подразумевает очень высокую стоимость развития и негативно влияет на темпы расширения географии торговой сети». «Кроме того, наиболее удачные локации, как правило, уже кем-то заняты»,— отмечает господин Клягин.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar