Производители и продавцы пива отмечают, что в текущем сезоне в рознице практически не представлены новые брэнды продукта в сегменте премиум и выше среднего. В свою очередь, более чем активное распространение получило разливное пиво, в основном за счет открытия большого числа специализированных пивных магазинов. Но, как говорят игроки рынка, причиной тому послужил не усилившийся спрос, а желание предпринимателей найти новую нишу в кризисный период.
"В этом году федеральные производители представили новые пивные брэнды только в экономсегменте, и очевидная причина тому – кризис. Отмечается падение продаж бутылочного пива. Поэтому мы пересматриваем ассортиментную политику", – говорит директор по закупкам в Сибирско-Уральском регионе компании "Лента" Кирилл Мюрзепп. С этой тенденцией согласен генеральный директор Торгового двора "Аникс" Юрий Никитин: "Федеральные брэнды ушли в нижний ценовой сегмент. Это общая практика сегодня, поскольку спрос меняется. Что касается местных производителей, в частности "Бочкаревского пивзавода", с которым работает "Аникс", то мы совместно еще в прошлом году обратились к рынку разливного пива. Оно появилось в 30–40 наших магазинах. Результаты нас порадовали. В этом году мы продолжаем работать с этим сегментом".
Местное преимущество
Возможность производить разливное, а также живое пиво с ограниченным сроком хранения всегда была конкурентным преимуществом небольших локальных производителей. "Вне зависимости от экономической ситуации у местных производителей всегда есть возможности для выпуска уникальных сортов продукции. Но сейчас, когда, по нашим данным, массовый сегмент демонстрирует не слишком хорошие показатели, такие возможности стали принципиальным рыночным подходом: нишевое развитие становится все более успешной стратегией", – считает начальник отдела маркетинга "Барнаульского пивоваренного завода" Максим Полозов.
Преимущества сегмента собеседник видит в том, что он является наиболее рентабельным, а производитель имеет возможность сэкономить затраты на розлив. Кроме того, рынок разливного пива растет с 2008 года. В подтверждение г-н Полозов приводит следующие данные: "Если в 2006 году доля такой продукции в общем объеме реализации "БПЗ" составляла 17%, то по итогам 2008 года разливное пиво заняло порядка 27% рынка, сейчас этот показатель превышает 30%. Сообразно растущим потребностям рынка мы на 30% увеличили парк соответствующего оборудования, а в настоящее время наше предприятие работает над созданием новых сортов разливного пива".
Директор по маркетингу завода "Томское пиво" Максим Курохтин также отмечает, что кеговое пиво сегодня является наиболее растущим сегментом. На него приходится 20% продукции предприятия. "Наши основные торговые марки находятся в среднем и низком ценовых сегментах.
В премиальный сегмент, емкость которого относительно мала, а конкуренция у него высока, мы особенно попасть не стремимся. Сегодня мы видим, что на рынке происходит его сокращение, в то время как динамика продаж кегового пива положительна", – комментирует г-н Курохтин.
Потянулись в разлив
Игроки рынка считают, что активное развитие сегмента разливного пива можно назвать общероссийским трендом. "И в этом движении Алтайский край находится в числе наиболее активных регионов наряду с Краснодарским краем и Дальневосточным федеральным округом", – считает Максим Полозов.
Максим Курохтин рассказывает, что наибольшее развитие сегмент разливного пива имеет в Новосибирске, где, по словам собеседника, его задействует каждая пятая торговая точка. "В Новосибирске пивная розница представлена либо в супермаркетах, но это в меньшей степени, либо в специализированных магазинах. В Алтайском крае в сегменте кегового пива хорошо работает "Бочкаревский пивзавод", – утверждает г-н Курохтин. Директор "Бочкаревского пивзавода" Вадим Смагин, в свою очередь, рассказывает, что тема разливного, живого пива стала популярной около шести лет назад. Этот сегмент начал активно развиваться в Кемеровской и Новосибирской областях. В Алтайский край волна дошла года два-три назад. А на текущий сезон пришелся пик развития сегмента. "В этом году ощутим излишек пивных торговых точек. В скором времени они могут начать вытеснять друг друга. Такие примеры уже есть в Новосибирске и Кузбассе. Все считают, что пивная розница – это легкие и быстрые деньги, но там много подводных камней, которые требуют профессионального подхода, как и везде. Поэтому на рынке через год останутся сильные торговые игроки".
Вадим Смагин считает, что в этом сезоне произошло стечение ряда обстоятельств, которые и спровоцировали бурный рост числа специализированной пивной розницы. Во-первых, до нас дошла волна популярности этого сегмента рынка из Новосибирска. Во-вторых, этот процесс подстегнул кризис, поскольку начало освобождаться большое количество небольших торговых площадок. В-третьих, увеличился спрос на разливное пиво. Директор пивного дистрибьютора "ПивКом" Светлана Провозен говорит, что в этом году действительно активизировался процесс развития сетевой пивной розницы. "Наше розничное направление ТД "Андреич" только в этом году открыло 12 магазинов "Бочка", а в целом развивать розничное звено мы начали четыре года назад. Основным катализатором развития пивной розницы стал кризис. Предпринимателям нужно было искать новые заработки и новые ниши для развития", – говорит г-жа Провозен. Однако уже сегодня пивная розница Барнаула существует в условиях жесткой конкуренции, в результате чего в ней начали появляться сопутствующие товары, дорогое оборудование и оформление.
Покупатель выберет пиво из кег
Григорий Сыров, ведущий аналитик компании "БКС Консалтинг":
"Тенденция на увеличение доли разливного пива в общих объемах продаж закономерна. Во-первых, в условиях падающего рынка из торговых сетей вымывается сегмент дорогого и просто высококачественного пива. Разливное пиво из кег в этих условиях является приемлемой альтернативой. Во-вторых, в условиях кризиса потребитель также вынужден экономить на тех продуктах, которые не относятся к товарам первой необходимости. Однако привыкший к качественной продукции в стеклянной и жестяной упаковке, он скорее сделает выбор в пользу пива из кег, чем пива в ПЭТ-бутылках, которое не отличается высокими вкусовыми характеристиками".
Погода не оказала существенного влияния
Владимир Токарев, директор компании "Цирком":
"Тенденция перераспределения спроса покупателей в сторону разливного пива обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это позиционирование такого продукта как более качественного и свежего, но при этом недорогого. Во-вторых, точки продаж разливного пива снабжаются барной зоной. Это удобно, потому что сейчас употребление пива на улице у нас ограничено. Кроме того, в пивной рознице обязательно есть сопутствующая снековая продукция, которой зачастую не бывает в магазине. Не скажу, что продажи пива снизились из-за плохой погоды, она играет определенную роль, но небольшую".