На рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга начинается постепенное «размораживание» незавершенных объектов. Однако затягивается открытие премиальных ТЦ, что аналитики связывают с по-прежнему недостаточным спросом в данном сегменте. Активизировали свое развитие и ритейлеры, особенно работающие в сегменте «дискаунтер».

Специалисты компании London Consulting & Management Company отмечают некоторый положительный сдвиг на рынке недвижимости Петербурга. В 2010 г. началось завершение строительства временно замороженных торговых центров — «Балкания» (2 очередь) и «Шкиперский молл» (2 очередь), продолжилось остановленное в 2008 г. строительство ТРЦ «Словацкий дом», ТРЦ «Кантемировский». Однако открытие премиальных ТЦ — Aurа и «Николаевский Пассаж» затягивается, что аналитики связывают с по-прежнему недостаточным спросом в данном сегменте.

В текущем году ритейлеры снова приступили к развитию. Санкт-Петербург для этого является вторым по востребованности городом после Москвы. По данным аналитиков, увереннее всего чувствуют себя операторы-дискаунтеры и ритейлеры, развивающие магазины эконом-класса.

Рынок торговой недвижимости северной столицы в 2010 г. пополнится тремя крупными проектами: ТРК «Лето», Galeria и «Стокманн Невский центр». Однако других крупных торговых объектов в Петербурге пока не строится.

По данным компании LCMC, общий объем предложения торговых площадей в ТЦ Санкт-Петербурга по итогам января-мая 2010 г. вырос на 1,2% и составил приблизительно 3 400 000 кв. м. В 2009 г. объем предложения вырос на 4%. На сегодняшний день в Петербурге функционирует около 210 торговых центров, совокупная торговая площадь которых составляет около 3 360 000 кв. м.

За первые 5 месяцев 2010 г. в Петербурге в эксплуатацию введено всего два небольших по площади торговых объекта. Малый объем ввода новых площадей объясняется консервативной политикой ритейлеров, которые готовы открывать новые точки только в наиболее качественных проектах с гарантированным покупательским трафиком.

Доля свободных площадей в некачественных торговых центрах составляет 30-40%, говорится в исследовании.
В Петербурге есть ряд успешных торговых центов, в которых заполняемость находится на уровне 95-100% и до сих пор существуют листы ожидания. Среди них: два ТРЦ «Мега», крупные ТРК «Радуга», «Гранд-Каньон», «Сенная» и «ПИК», а также – «Континент», «Гулливер», «Французский бульвар», «Июнь».

В менее удачных проектах доля вакантных площадей выше: в ТЦ «Капитолий» около станции метро «Пионерская» свободно порядка 20-30%, в «Феличита-Пионерская» вакантно порядка 50%  площадей галереи, в «Масштабе» (зона Пулково-3») — около 70% торговых площадей, в «Космополисе» и «Северном Молле» – 30-50%.

«В целом, в период кризиса заполняемость подавляющего большинства ТЦ в той или иной степени снизилась и ощутимо возросла ротация арендаторов. И пока что стабилизация только начинается», — говорит Анастасия Балмочных, директор департамента коммерческой недвижимости LCMC.

По сравнению с декабрем 2009 г. арендные ставки выросли на 7-10 %. В первом квартале 2010 г. максимальные ставки для арендаторов галереи сохранились на уровне $1 800 за кв.м в год. Практика применения процента с оборота в основном используется в новых договорах аренды с якорными арендаторами. Девелоперы предлагают опцию снижения ставки на 1-2 года действия договора аренды как российским, так и иностранным брендам, которые рассматриваются как “якоря”. Для ставок, выраженных в долларах или евро, имеется возможность фиксирования валютного курса.

Профиль

Площадь (кв.м.)

Ставки аренда (долл./кв.м./год)

Гипермаркет

>5 000

160 — 350

Электроника и бытовая техника

>2 500

150-400

Спортивные товары

>3 000

150-250

<3 000

250-650

Кино

>3 000

100-170

Отдых и развлечения

1 500-7 000

90-260

Парфюмерия и косметика

300-500

600-1200

<300

1000-1800

Товары для детей

>1 500

150-250

<300

580-800

Товары для дома

<300

400-900

DIY

8 000-15 000

120-200

Фуд-корд

40-90

700-1000

Ресторан

250-600

300-700

Одежда

40-200

650-1800

200-1 000

420-800

>1 000

240-500

Новые торговые объекты, введенные в Санкт-Петербурге с января 2010 г.


Наименование

Адрес

Общая площадь, кв.м

Торговая площадь, кв.м

Арендные ставки для галереи, руб./кв.м/мес

Крупнейшие арендаторы

Девелопер

1

Смайл

Большевиков пр.

11 000

11 000

от 450 руб

Окей экспресс, МТС, Doritis, Apetta

ООО «Донк»

2

Гранд-Каньон Мебель

Шостаковича, 8, корп. 1

30 000

30 000

n/a

крупнейшие петербургские и федеральные продавцы мебели, а также товаров для дома и интерьера

«Соломон»

Итого

41 000

41 000

 

 

 

Заявленные к вводу в 2010 г. торговые объекты

Наименование

Адрес

Общая площадь, кв.м

Торговая площадь, кв.м

Арендные ставки для галереи, руб./кв.м/мес

Крупнейшие арендаторы

Девелопер

1

Стокманн Невский центр

Невский пр./ул. Восстания

97 000

43 000

n/a

универмаг Stockmann, H&M, Fazer кафе

Stockmann Oyj Abp

2

Galeria

Лиговский пр., 26-38

193 000

95 000

5 000-6 500

О’Кей, Спортмастер, Формула Кино, боулинг «Сапсан», М.Видео, Белый Ветер, Ile de Beaute

ООО «Строительная компания «Бриз»

3

Лето

Пулковское шоссе, д.7

100 000

70 000

3 500-5 500

Auchan, Кронверк Синема, Media Markt, Decathlon, группа Inditex, группа Monex, компания «Русский лед» и развлекательный центр Babylon

Apsys

4

Дом Ленинградской Торговли

ул. Большая Конюшенная, 21/3

23 300

9 170

n/a

универмаг группы Mercury премиум класса

Mercury

5

Балкания Nova (2-я очередь)

Балканская пл., 5

30 000

30 000

n/a

фитнес с бассейном

Холдинг «Адамант»

6

Николаевский пассаж

ул. Стремянная, д. 21/5, лит. А

13 000

13 000

1 000-5 000

фитнес центр «Олимпик»

ООО «Невские бани»

7

Aura

Лахтинский пр., 85

14 650

8 000

n/a

n/a

«ЛенСпецСМУ»

8

Шкиперский Молл – 2я оч.

Малый пр. В.О., Д. 88

11 600

11 600

2 400-3 100

n/a

ООО «Фирма СиБ»

9

Звенигородский

Звенигородская ул., 1А

5 900

3 500

n/a

100% заполняемость, небольшие арендаторы

«Адамант»

Итого

488 450

283 270

 

 

 

Заметного изменения коммерческих условий в первом квартале 2010 г. не произошло, ставки стабилизировались. Тем не менее, с конца 2010 г. аналитики ожидают постепенного повышения арендных ставок на торговые площади.

По итогам 2010 г. может быть открыто 11 ТЦ, их торговая площадь составит 324 300 кв.м. Однако открытие некоторых объектов может быть перенесено на 2011 г. К ним относятся ДЛТ, Aura, «Николаевский Пассаж», что связано с позиционированием данных объектов в сегментах «люкс» и «премиум», обороты которых пострадали от кризиса больше всего. По прогнозам LCMC, в 2010 и частично в 2011 гг. наиболее активными в развитии будут сети дискаунтеров, а также дисконт-центры.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments